подписка 2019
Без 18 - мама

Без 18 - мама

  • 16:02 28 июля
  • Просмотров 532
Новые подходы к постинтернатному сопровождению изучили социальные работники Сахалина.

Новые подходы к постинтернатному сопровождению изучили социальные работники Сахалина.


 

Медитация, шеринг, брейнстроминг – московский психолог и гештальт-терапевт Анна Привезенцева привезла на Сахалин нестандартные и современные упражнения, которые призваны помочь в работе с трудными подростками. На трехдневном семинаре-практикуме в областном Центре психолого-педагогической помощи семье и детям с ними познакомились островные соцработники.

 Сразу скажем: охинские специалисты не смогли в нем принять участие, но, как оказалось проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются социальные работники, похожи как две капли воды, не имеют географической привязки и актуальны для всех районов нашей области.

 
Автор и ведущая семинара – опытный тренер Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, долгое время помогала детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Анна, по ее признанию, не любит определение «девиантный», предпочитая ему более человеческое и понятное – «трудный». Вот уже на протяжении 10 лет она обучает специалистов по социальной работе. На Сахалине Анна оказалась впервые и, по ее словам, так далеко со своим тренингом она еще выезжала. 

 
Чтобы за квартиру платили…

 
Трехдневная встреча педагогов-психологов проходила в игровом формате.

 
- Три дня сидеть и читать доклады – это скучно, - сказала А. Привезенцева.

 
Семинар начался со знакомства участников с тренером, ведь между собой практически все островные соцработники общаются регулярно, обмениваясь опытом. Несмотря на то, что программа семинара была уже сверстана на все три дня, Анна попросила сахалинских педагогов поделиться своим видением ситуации, обозначить волнующие их темы и проблемы или, выражаясь профессиональным языком, - «сделать запрос».

- Мне хочется, чтобы то, чем мы с вами будем заниматься, отвечало вашим потребностям, - отметила она.
Вопросов у соцаботников нашлось немало. Их интересовало, как диагностировать насколько адаптировались подопечные ребята к окончанию постинтернатного сопровождения, как начать с ними работу, чтобы расположить к себе, чем им можно помочь не только по профессиональной линии, но и в человеческом плане. От общих проблем постепенно педагоги перешли к частным – наболевшим: «Как сделать так, чтобы они за квартиру платили?», «Не можем заставить их учиться!»…
Интересное положение, тунеядство и «отверженные»

 
Еще одна щекотливая тема, которая сильно тревожит некоторых социальных работников – раннее материнство у девушек-выпускниц детских домов. Зачастую они остаются без поддержки горе-отцов, а к специалисту по постинтернатному сопровождению попадают уже будучи в интересном положении. 

 -
 Я спрашиваю у них: «Ну куда вы торопитесь?», а они в ответ – «Так получилось…». И я понимаю, что один раз может случиться такая неожиданность, но они же на первенце не останавливаются, рожают следом второго, третьего… Проводишь с ними профилактические беседы, да все без толку, - посетовала одна из участниц семинара.

 
Среди подопечных парней распространена другая проблема – тунеядство. По словам социальных педагогов, многих сложно заставить пойти на работу. Они привыкают жить на пособие по безработице и не стремятся трудоустроиться. 

 
Быт у этих ребят, по определению специалистов, «никакой» - подчас они даже своих малолетних детей не могут отвести в детсад, потому что встать рано утром для них трудная задача. 

 
А у ребят 8-го вида (с нарушением интеллекта) проблема другая – их, напротив, на работу берут не охотно, хотя профессии они получают востребованные – штукатуры, маляры…

 
Социальный педагог одного из сахалинских техникумов, где сегодня обучается довольно много детей с таким диагнозом, отметила,  что в студенческой среде их не принимают. Фактически, они сегодня отвержены и общаются только между собой. В отдельные группы сбиваются и сироты. Более того -  во отношениях между ними часто царят поистине «тюремные» порядки. Например, ребята 8-го вида не могут пользоваться посудой остальных учеников. 

 
Во «взрослой жизни» они по привычке продолжают жить вместе в одной квартире, хотя отдельное жилье выделяют каждому из них. Однако ребята предпочитают «кочевать» из одной квартиры в другую по мере их загрязнения, так как оказываются бессильны в быту. 

 
Путешествие в мир подростка

 
В целом, почти все запросы островных соцработников оказались учтены в программе, кроме проблемы раннего материнства.  Тренер решила несколько скорректировать план работы, чтобы поработать на семинаре еще и по этому направлению.

 
По высказываниям педагогов стало ясно, что прежние методы постинтернатного сопровождения подростков уже малоэффективны, а потребность в новых знаниях – крайне высока. В программе трехдневного семинара не нашлось места для грузных многочасовых докладов – а только лишь для динамичных и прогрессивных инструментов работы с выпускниками детских домов и ребятами, находящимися в социально опасном положении. Среди упражнений, которые изучили островные социальные работники – медитация «Путешествие в мир подростка», мозговой штурм «Трудности, потребности и ресурсы подросткового и юношеского возраста», практическое разыгрывание ситуации, когда воспитанник не хочет устраиваться на работу, шеринг, интерактивные лекции и многое другое. 

 
- Все упражнения, которые я провожу, можно будет в дальнейшем использовать в работе с подростками. Но сначала специалисты должны опробовать их на себе. Я постаралась привезти новые технологии, о которых я сама узнала буквально несколько лет назад. Когда начала их применять, то пришла к выводу, что они действительно работают. Это краткосрочные методы терапии, ориентированные на решения. Мне кажется, что это хорошие инструменты для работы. 
Для меня важно, чтобы педагоги озвучили свои пожелания  так у них актуализируется потребность в обучении. А если специалисты будут повышать профессиональный уровень, «гореть» работой, то это, безусловно, в итоге поможет и их подопечным, - заключила А. Привезенцева.

Любовь Кондрашова


 
Наша справка:

 • Медитация - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение).

 
• Шеринг – особый вид разговора, в котором принято говорить о своих чувствах.

 
• Мозговой штурм (брейнсторминг) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных

 
• Гештальт-терапия - гуманистическое направление в психотерапии. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. Гештальт-терапевт помогает пациенту развить самоосознавание и исполняет при этом роль активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью.



Комментарии