мэр2
Есть потенциал и желание работать

Есть потенциал и желание работать

  • 03:15 13 августа
Много лет проезжая мимо охинского ЗЖБИ, я ловила себя на мысли, что со стороны его инфраструктура и территория выглядят опустевшими. При виде строений, которые вдруг стали никому не нужны, вопрос «Есть ли жизнь на заводе?» возникал у меня сам собой.
Забегая вперед, скажу, что ответ на свой вопрос я все-таки получила. Жизнь на заводе есть.

Много лет проезжая мимо охинского ЗЖБИ, я ловила себя на мысли, что со стороны его инфраструктура и территория выглядят опустевшими. При виде строений, которые вдруг стали никому не нужны, вопрос «Есть ли жизнь на заводе?» возникал у меня сам собой.

Забегая вперед, скажу, что ответ на свой вопрос я все-таки получила. Жизнь на заводе есть.

Свою историю охинский завод железобетонных изделий ведет с 1950-х годов. Сначала здесь было построено всего два цеха: малый, в котором изготавливались конструкционные элементы для 4-этажных домов старого типа, и деревообрабатывающий. К 1970 году завод «прирос» цехом по изготовлению перекрытий и кассетным цехом, в котором производились межкомнатные перегородки. В 1974 году строительный трест начал возводить жилые дома 123-й серии – ЗЖБИ перешел на трехсменный график работы. В 1980-м на заводе открылся отдельный цех 123-й серии. Спустя еще два года, на предприятии появился цех крупнопанельного домостроения.

IMG_0511.JPG

«Старожилы» предприятия рассказывают, что в те времена завод выпускал ежемесячно по 10 этажей. Иными словами, его производственная мощность составляла 2 двухподъездных пятиэтажных дома.

– Мы строили не только для себя, но и для соседей. Например, все многоэтажные жилые дома Ноглик изготавливались на нашем заводе. Конструктивы отправлялись с ЗЖБИ по железной дороге, – вспоминает старший мастер участка Виктор Бровин. – Из наших изделий была построена москальвинская школа, дома в Восточном и многое другое.

IMG_0524.JPG

Заводу железобетонных изделий мой собеседник отдал больше 40 лет. Он хорошо помнит периоды становления и процветания охинского ЗЖБИ, когда на предприятии трудились до 1 000 человек. Может быть поэтому, свою «экскурсию» по гулким от отсутствия людей цехам Виктор Бровин предваряет словами: «Так здесь было не всегда». Сегодня штат работников на участке едва дотягивает до 35 человек. Специалисты своего дела, мастера, работяги с золотыми руками уходят туда, где есть перспективы и хорошо платят, а молодежь идет на завод неохотно.

– ЗЖБИ практически перестал существовать после нефтегорского землетрясения, когда для новостроек установили 9-балльную систему. При такой системе дома должны быть либо монолитными, либо кирпичными с толщиной стены в 2 метра, – объясняет причины упадка на предприятии начальник участка Алексей Капустин. – ЗЖБИ остался не у дел. Объемы строительства в районе значительно уменьшились. Из немногочисленных заказов остались в основном только по промышленному строительству. Последний действительно крупный заказ завод выполнил почти 15 лет назад – для месторождения Чайво.

IMG_0529.JPG

В последние несколько лет завод и вовсе выживает на субподряде. Право участвовать в конкурсных процедурах ОАО «Сахалинморнефтемонтаж» потерял после того, как был признан банкротом. По сути, главная причина банкротства – все то же отсутствие заказов и баснословные долги, которые предприятию попросту нечем отдавать. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

В настоящее время ЗЖБИ «перебивается» индивидуальными заказами: льет блоки для ногликского водозабора, изготавливает плиты для обустройства скважин на месторождении Одопту. Конечно, этого заводу недостаточно для того, чтобы выйти из кризисной ситуации. Сами работники ЗЖБИ уверены: поднять голову старейшему строительному предприятию северного Сахалина могут помочь местные власти – если будут способствовать участию «Сахалинморнефтемонтажа» в строительных проектах.

«У нас есть потенциал, возможности и желание работать. Наше оборудование (кстати, часть оборудования достаточно новое, приобретенное в 2016 году) позволяет выполнять большие объемы работы. Главное, чтобы к нам повернулись лицом», – говорят на заводе.

IMG_0532.JPG

Свет в конце тоннеля забрезжил осенью прошлого года, когда завод получил достаточно крупный заказ: предприятие взялось отливать бетон для строительства многоквартирных домов в Тунгоре. Ежемесячно ЗЖБИ должен был производить для Южно-Сахалинской компании «ЭнергоСила» 1000 кубических метров бетона.

Обману читателей, если скажу, что работы были выполнены без нареканий со стороны заказчика. Запчасти для вышедших из строя заводских агрегатов приобретались в оперативном порядке, ошибки учитывались и исправлялись, но из-за определенных сложностей в организационном взаимодействии «Сахалинморнефтемонтажа» и «ЭнергоСилы» работы «выбивались» из графика. Для следующей стройки (трех многоэтажных домов в Охе на улице Блюхера) южно-сахалинская компания запланировала приобрести собственный бетонно-растворный узел.

IMG_0530.JPG

ЗЖБИ едва не остался без жизненно важного для него заказа, но в ситуацию вмешалось руководство округа. После долгих переговоров, не без участия местных властей строительная компания заказала «Сахалинморнефтемонтажу» 7 тысяч кубометров бетона марки «В-20». Работы должны быть выполнены всего за 5 месяцев, то есть объемы заказа значительно больше предыдущего. Предприятие взяло на себя серьезные обязательства. Сейчас главный вопрос: выполнимы ли они?

В том, что заказ будет выполнен качественно и в срок, на заводе никто не сомневается.

– Работая в обычном режиме, предприятие может за смену давать до 200 кубов бетона. Если потребуется больше, мы готовы работать в две смены, – говорят здесь.

Конечно, заказ не решит всех проблем охинского завода железобетонных изделий, но поможет хоть как-то выровнять ситуацию. За свою работу предприятие получит порядка 55 млн рублей. Это не только заработная плата и налоги, но и возможность обновить и пополнить материально-техническую базу. Например, необходим заводу ремонт станции смешивания бетона, а это очень затратные работы. В последние годы у предприятия не было возможностей вкладываться в завод капитально. Покупали самое необходимое, по мере возможностей. Одно из наиболее крупных приобретений за последнее время – оборудование для производства предварительно напряженных плит. Такой материал используется, в частности, при строительстве аэродромов, то есть, охинский ЗЖБИ вполне может принять участие в реконструкции взлетно-посадочной полосы местного аэропорта.

Здесь, на заводе, далеко на будущее не загадывают, но все-таки надеются на лучшее. Специалисты есть, желание работать есть, потенциал есть, а значит, все получится.

Кристина Мерена


Комментарии