Лариса Невзорова: «Я замужем за театром»

Лариса Невзорова: «Я замужем за театром»

13:36 18 апреля 2019
Руководитель двух охинских театров удостоена высокого звания.
Коллективы Районного Дворца культуры – театры «Затейники» и «Экспромт» – культурные бренды Охинского района. С фестивалей самого разного уровня они никогда не возвращаются без дипломов высоких категорий. Руководит обеими коллективами режиссер Лариса Невзорова. 

Недавно Лариса Анатольевна была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Сахалинской области». Корреспондент «Сахалинского нефтяника» побеседовала с руководителем охинских театров.

– Профессия «режиссер». Это была мечта детства?

– Абсолютно нет, я из тех людей, которые не понимают слова «мечта». Странно это звучит, да. Ну захотел чего-то – делай. Как это иметь мечту? Не было у меня такого – занималась тем, чем хочу, что по духу. Влюбилась в театр и работала, никаких особых целей не ставила. «Вот я стану заслуженной, вот я стану тем-то и тем-то, вот я сорву все дипломы», – нет, ничего такого не было. Просто любовь к делу, и все. 

Все мы родом из детства. По ребенку уже видно, что из него выйдет. Я перепортила дома маме все платья, простыни, шторы, чтобы шить костюмы. В семь лет я пришла в наш Дворец культуры. Правда, сначала на гимнастику, акробатическое отделение. 

Через четыре года тренеры уехали, перешла в танцы, так как приехала новый руководитель по хореографии Валентина Николаевна Коструб. 

– Когда в вашей жизни появился театр?  

– Все время что-то сочиняла и репетировала. Дома родителей замучила концертами. У них 8 Марта или другой праздник, гости за столом сидят, а мы им с подружкой говорим: «Подождите, мы еще не все 20 номеров показали». Когда заявила дома, что буду поступать в Институт культуры, то папа не поверил: «Да, прям, какая ты артистка, ничего не получится». А мама промолчала, а потом шепотом мне сказала: «Я всю жизнь об этом мечтала».

На театрального режиссера не училась, у меня специальность организатора-методиста, режиссера массовых мероприятий и сценического действия (кафедра управления). В институте был факультет общественных профессий, как раз по театральной режиссуре, где я занималась два года.

После окончания института вернулась в Оху, набрала детей, начала работать, стало получаться. Так родились «Затейники». И на первом же фестивале, куда поехали, сразу же победили. Теперь у меня два театра: взрослый и детский – они разные, но взаимосвязанные. Первыми стали «Затейники». 

Потом ребята подрастали, а уходить не хотели. Так появился молодежный театр «Экспромт». Мы с ними начали со спектакля про «Федота-стрельца удалого молодца», театрализованные постановки. Потом в «Экспромт» пришли те, кто полюбил театр и остался. Взрослый театр по документам всего на пять лет моложе «Затейников».

– За почти 30-летнюю историю коллективов через ваши «руки» прошло много детей. Кто-то, наверняка, пошел и по вашим стопам.

– Через театр прошли за 30 лет сотни ребят. Каждый год в театре насчитывается по 50, чуть больше или чуть меньше, мальчишек и девчонок. Вы не представляете, как я кую кадры для страны, они у меня в вузы поступают пачками. Каждый год по несколько моих ребят поступает, в этом году – трое. Десятки уже отучились и работают в разных городах – Екатеринбурге, Уфе, Москве и в Охе. 

Вот Алеся Касаткина – моя девочка, которая играла в «Затейниках», потом училась в Хабаровском институте культуры. Профессиональная актриса, теперь художественный руководитель РДК. А в премьере этого сезона «Дикарь, или Третье слово» она сыграла Августу.  

Но особо никого не выделяю, стараюсь «любимчиков» не иметь. К кому-то больше прикипаешь, к кому-то меньше. Но мы очень дружны, ходим в походы, ездим на природу. Я считаю, что актерскому мастерству можно научить любого, надо только суметь вытащить из ребенка эмоции, и, главное, чтобы он преодолел стеснение.

– Есть разница между детским самодеятельным театром и взрослым? 

– Дети стабильнее, они заточены на обучение, им надо вовремя прийти на занятие, у них нет того, что у взрослых бывает: у одного рыбалка, у другого – баня, третьего – жена не пускает. У взрослых с театром сложнее. В детском коллективе приходится разбирать конфликты, ссоры между ребятами. А у взрослых этого нет. 

В «Экспромт», например, приходят те, кому тесновато в рамках «дом – работа – семья – дети». Есть участники, которые уже не мыслят жизни без театра. У Анастасии Сайковой ребенку три года, она за десять лет всего несколько месяцев репетиций из-за беременности пропустила, и все. 
 
– Театры популярные, труппы большие, а ролей в спектаклях не всегда бывает много. Как выбираете исполнителей?

– Это всегда дилемма. У «Затейников» самый большой постановочный спектакль на новый год. Надо поддержать и тех, кто уже давно занимается, опытных ребят, и новичков. Обычно на одну роль у нас по два-три дублера. Это и ребят стимулирует, и в новогодние праздники спектаклей много, все успевают «наиграться». А для новичков всегда придумываю очень активную массовку. 

На «КАФЕДРАме» за «Дикаря» получили два диплома. Нам в целом сказали много чего хорошего, отметили хорошо поставленную речь, голоса актеров, хорошую игру, сказали, что проделана большая постановочная работа. 

Самое главное достижение – приз за лучшую мужскую роль. Даниил Гунько, исполнитель роли Пабло (Дикаря), получил этот приз. Вот это для меня главное. 

– В других ипостасях можете себя представить? 

– Когда-то поступали предложения возглавить Дворец культуры, но при этом были условия – отдать коллектив, режиссером театра уже не будешь. Нет, это не для меня. Уже пыталась, пробовала, четыре года была художественным руководителем РДК, но потом все-таки сказала, что нет, это не мое. 

В лихие 90-е, когда зарплату задерживали по шесть месяцев, и уходить хотела туда, где деньги платили, был большой отпуск и другие «плюшки», но удалось устоять, сохранить свое призвание. Самой на сцену выходить интересно (в «Дикаре» Лариса Невзорова играет роль Марселины. – Прим.ред.), но это не самоцель. 

Я больше улетаю, когда придумываю постановку. Ночью в три часа, когда ложишься уже, наконец, спать, и тут – бах – «звезда» влетела в голову. Ты вскакиваешь, и закипело – поняла, как какую-то сцену поставить. И надиктовываю все на телефон.

Получилось, что я замужем за театром. У меня в театре и сыновья выросли, младший поступил в Институт культуры, учится на режиссера. 

Теперь у «Затейников» и «Экспромта» есть и репетиционный зал, и костюмерная своя. Уже три года, можно сказать, мы «жирно живем». За что спасибо руководству Дворца культуры. Со мной разговаривать о театре – это разговор насовсем. Благодарю Бога, что он мне дал возможности и способности делать то, что люблю.


Автор: Ирина Лукоянова
Фото: А. Осипов