Охинский хлебокомбинат
Мастер огранки музыкальных талантов

Мастер огранки музыкальных талантов

  • 16:03 28 июля
  • Просмотров 475
Наталья Заводчикова – завуч и успешный преподаватель Охинской школы искусств № 1. И при этом входит в число известных сахалинских исполнителей фортепианной музыки.

Наталья Заводчикова – завуч и успешный преподаватель Охинской школы искусств № 1. И при этом входит в число известных сахалинских исполнителей фортепианной музыки. Отдать ребенка на обучение музыке к Наталье Анатольевне считается престижным. А ее ученицы блистают на конкурсах исполнительского искусства. Юное дарование Диана Амирова — одна из них. Как педагогу удается заинтересовать современных детей классикой и раскрыть их творческие таланты? Ей слово.

О максимальных педагогических целях

– В свое время я окончила Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки. При распределении мне предлагали остаться в качестве концертмейстера. Но я выбрала преподавательскую деятельность. В своей работе следую принципам своего учителя, профессора Виссариона Исааковича Слонима. Он заставил мои пальцы играть, когда мне был уже 21 год. И говорил, что преподаватель музыки постоянно должен совершенствовать свою игру на инструменте. В родную музыкальную школу в северной столице Сахалина я вернулась с материка в 1988 году. И через четыре года стала концертировать у нас в регионе. Позже довелось выступать в Хабаровске, Новосибирске, Кемеровской области. Вот уже 25 лет продолжаю выходить на сцену с сольными концертами. В этом есть необходимость и потребность.

Как педагог ставлю перед собой максимальные цели. И если вижу, что у ребенка хорошие музыкальные способности, невольно увлекаюсь сама. Не жалею ни времени, ни сил. В то же время чувствую перед ним большую ответственность. Ведь нужно не только научить его игре на инструменте, но и пробудить любовь к музыке. А также стремление подниматься по ступеням выше — идти в музыкальный колледж и вуз.

И если ученик выбирает музыкальную стезю, он должен обязательно участвовать в музыкальных конкурсах и подготовить выпускную сольную программу. Из 35 моих выпускников 13 поступили в музыкальные колледжи, это большое счастье. Но все-таки высшая награда для меня как для преподавателя – это когда бывшие ученики, выбрав другую профессию, не перестают играть на фортепиано.

О звездочках

– Первой ласточкой из моих одаренных учениц была Варя Щербакова. В 1991 году она стала стипендиатом программы «Новые имена». После 4 класса поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Еще была девочка, которая училась у меня в 6-м и 7-м классах и за эти два года раскрылась. Это Тамара Черных. В 2001 году она стала дипломантом международного конкурса во Владивостоке. Прошло 15 лет, и моя новая звездочка Диана Амирова стала лауреатом I премии этого престижного конкурса дальневосточного региона и дважды лауреатом областного проекта «Творческая одаренность». В этом году она оканчивает охинскую школу искусств № 1. И уже выросла из школьной программы, играет музыку уровня студентки колледжа. В настоящее время готовится к Дельфийским молодежным играм в области искусств, которые пройдут в Екатеринбурге.

Взращивание таланта

– Дети впервые переступают порог нашей школы в 6–7 лет. Они с восхищением смотрят на рояль и оглядываются вокруг. Как удержать этот интерес и восторженность? Прежде всего, личным примером. Я показываю, как можно играть на инструменте. На занятиях учитываю психологию ребенка, который в малом возрасте не сможет долго высидеть. На первых порах родители должны помогать своему чаду. Они присутствуют на уроках, обеспечивают правильный график домашних занятий. Иначе ничего не получится.

Музыкальная школа — не секция или кружок. Это тоже образовательное учреждение, где нужно готовится по всем предметам, ежедневно заниматься на инструменте. К сожалению, не все родители это понимают. Каждый ребенок по-своему талантлив, и научить его игре на фортепиано можно, если он будет готов трудиться ради этого, а папа и мама будут ему помогать. Там, где возникает такой тандем, появляются успехи. Припоминается случай, когда папа пришел на концерт, вернувшись из длительной командировки и увидел, что его дочка уже играет. Мужчина до того растрогался, что заплакал.

Работа приносит радость, если есть отдача от учеников. И не только от самых способных, ведь ко мне приходят разные дети. Если ученик остается равнодушным к обучению, прихожу к выводу, что продолжать не стоит. Предлагаю ему перейти в класс другого педагога. При средних музыкальных способностях старание и увлеченность способны творить чудеса. И ребенок начинает расти и показывать хорошие результаты.

Недавно так и случилось с одной из моих учениц. Девочка пришла ко мне во второй класс от другого педагога, который уехал. Мне потребовалось три года кропотливой работы, и теперь есть высокие результаты. В этом и мамина заслуга. Я выдвинула ученицу на школьный конкурс «Ступени к мастерству», сказав, что дала ей шанс подняться на новую ступеньку. И его нужно удержать, прилежно заниматься и продолжать работать над собой. Этот конкурс проводится в нашей школе раз в два года, в нем принимают участие лучшие ученики школы в двух возрастных группах.

И еще ежегодно провожу концерт класса, где ученики исполняют одно, два или три произведения и могут показать свои достижения за год. У таких концертов всегда бывают тематические названия. Например, « Музыкальные подарки к рождеству», «Избранные произведения из фортепианных циклов», «Чайковский. Детский альбом». Сама выступаю в качестве ведущей, популярно разъясняю значение музыкальных терминов, рассказываю не только об исполняемых произведениях, но и об исполнителях-учениках. К нам приходят зрители, среди которых родственники и друзья юных артистов, а также выпускники нашей школы, учителя из других образовательных учреждений и просто любители музыки.

Вместо заключения

В Охе много талантов. И классическая музыка в нашем городском округе почитаема. Она очищает, возвышает и объединяет. Но для ее исполнения требуется мастерство, которое трудно дается. Главное, что срабатывает в воспитательной работе Натальи Анатольевны с детьми, – это ее собственная увлеченность музыкой, которая заражает окружающих. А также авторитет и невероятная сила обаяния педагога. Наверное, в этом секрет успехов ее учеников.

На фото из архива школы Наталья Анатольевна и юные артисты на концерте класса.

Светлана Захарова