подписка 2019
Как пережить экзамены

Как пережить экзамены

  • 16:03 28 июля
  • Просмотров 629
У тысячи 11-классников и их родителей горячая пора - сдача ЕГЭ, самого главного школьного экзамена. Кто волнуется больше - взрослые или выпускники? Как помочь ребенку преодолеть тревожность, обрести силы и уверенность для последнего рывка перед поступлением в вузы? На эти и другие вопросы ответит Арина Дмитриевна ШВЕЦОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СахГУ.

У тысячи 11-классников и их родителей горячая пора – сдача ЕГЭ, самого главного школьного экзамена. Кто волнуется больше – взрослые или выпускники? Как помочь ребенку преодолеть тревожность, обрести силы и уверенность для последнего рывка перед поступлением в вузы? На эти и другие вопросы ответит Арина Дмитриевна ШВЕЦОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СахГУ.

 Незадолго до начала экзаменов учителя и родители начинают «наседать» на выпускника. Как такое моральное давление может сказаться на успеваемости школьника?

– Это все вопрос мотивации. Родителям, учителям страшно, что дети недостаточно мотивированы: вдруг они так и не поняли, что ЕГЭ – это действительно важно, что от него многое зависит. Но ежедневно напоминать ребенку об этом не нужно. И это доказано наукой. В психологии существует закон Йеркса-Додсона, который доказывает, что лучшие результаты получаются при мотивации средней интенсивности. Существует граница, за которой давление, усиление мотивации приводит к ухудшению результатов. Опытным путем ученые установили, что для прохождения лабиринта наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (в опытах с мышами она задавалась интенсивностью ударов тока). То есть только до определенного предела повышение стимулов будет приводить к повышению мотивации.

Поэтому, мотивируя ребенка, нужно помнить, что вы можете перегрузить его психику, довести до предела, и как результат получите истерическое состояние, проявление фобических реакций. А эффективность деятельности начнет резко и быстро падать.

Швецова ОПИП.jpg– Многие родители считают, что если ребенок будет бояться их гнева, то вероятность успешного сдачи ЕГЭ возрастает. Такая установка работает?

– Реакция страха – одна из первых эмоций, которая сложилась у млекопитающих и людей, соответственно, которая ведет к конкретному набору гормональных реакций и подготовки организма к конкретным действиям. Когда наступает высокий уровень страха, то в организме срабатывает древнейший механизм, дающий команду «беги». Происходит выброс адреналина, который приводит к тому, что кровь из коры головного мозга переходит в низ – в мышцы ног, чтобы человек смог быстрее убежать. Возникает эффект «сужения сознания». В этом состоянии человек не помнит даже то, что помнит всегда и каждый день, например, элементарную формулу. Чем выше ужас у ребенка перед ЕГЭ, тем выше дезорганизация общей деятельности.

– То есть главный совет для родителей – это не запугивать своего ребенка тем, что случится ужасное, если он не сдаст ЕГЭ?

– И не только родителям такой совет бы я дала, но и учителям: им даже в первую очередь. Именно они как раз первыми начинают «накручивать» и нагнетать детей. Учителя боятся «провала» ЕГЭ зачастую больше, чем родители. Ведь престиж и эффективность учителя измеряется в том, как его дети сдают ЕГЭ, каким потенциалом для поступления в вузы обладают его ученики. Учителя часто забывают о том, что лучшая мотивация – это мотивация внутренняя, после нее идет внешняя положительная мотивация, а уж только потом отрицательная. И отрицательная мотивация – самая нежелательная и неприятная. Если кто-то делает что-то на отрицательной мотивации, то такая деятельность обладает самым низким результатом.

– Не совсем понятно про классификацию мотиваций, можно на примерах?

– На примере обучения в школе, хорошо. Внутренняя мотивация «я хочу получить эти знания, потому что мне интересно, как это работает». Внешняя положительная мотивация – «я хочу иметь хорошие оценки или получить медаль». В этом случае такая мотивация к знаниям напрямую отношения не имеет, но хотя бы она позитивная. А последняя отрицательная мотивация – «чтобы родители на меня не ругались, чтобы одноклассники не называли меня лузером» и прочее. Известный факт: называй дураком – дураком и вырастет. Нельзя делать установки подобного рода. Дети, в которых мы верим, добиваются гораздо большего, чем те, которые только и слышат, что они не на что не способны.

– Эти слова, конечно, понадобятся учителям в будущем учебном году. А сейчас дети уже вступили в экзаменационный период. Есть ли какие-то действительно работающие советы, которые помогу пережить тяготы последних дней учебы?

– Вообще перед любым сложными испытаниями надо ответить самому себе на вопросы: «Что будет, если…», «Какие существуют варианты выхода из сложившейся ситуации?» и тому подобные. У нас всегда есть желаемый результат и приемлемый. И мы движемся в этом сегменте. Например, если экзамен не важен для поступления, мы можем обойтись приемлемым результатом. Не надо в этом случае доводить себя до исступления подготовкой. Если экзамен важен для будущего, тогда нужно направить все усилия на него.

– Можно ли готовиться к экзамену в последние дни или нужно дать себе отдохнуть, чтобы набраться сил?

– Перед экзаменом ни в коем случае нельзя давать мозгу отдыхать. Процессы в нашей памяти так устроены, что на следующий день после изучения остается примерно 50 процентов усвоенного материала, через два дня – только 20. Эффективное запоминание возникает именно  в момент «угасания» тех самых 50 процентов усвоенного материала и нужно повторить все еще раз, чтобы освежить связи в коре головного мозга.

Нужно понимать, что зазубривать бесполезно. Тексты учатся только пониманием. Попробуйте текстовой блок сжать до двух предложений – так мы заставим мозг работать, применяя мышление. Такой текст запомнится лучше, чем при механическом зазубривании. А за два дня до экзамена можно загружать именно память: учить формулы, емкие правила. И не стоит забывать о правильном питании: употреблять нужно витамины группы B и пищу, которая возбуждает мозг, а не дает ему уснуть.

Кстати, будет правильным в дни активной нагрузки на мозг бегать по утрам. Конечно же, нужно хорошо спать, ведь клетки головного мозга не должны быть истощены.

Желаю всем родителям и выпускникам пройти этот период без нервных срывов, при максимальном спокойствии.

Анна Ковальчук
Фото автора


Комментарии