подписка 2019
Передовое прошлое, перспективное будущее

Передовое прошлое, перспективное будущее

  • 16:03 28 июля
  • Просмотров 754
Охинский механический завод.  Он был построен еще в первой половине прошлого века – в период, когда на севере Сахалина активно развивалась нефтяная промышленность. Предприятие – единственное в своем роде на территории всей Сахалинской области.

Об одном из старейших предприятий района невозможно рассказать кратко и поверхностно. Чего стоит одна только славная история завода! Сейчас уже мало кто помнит, что ОМЗ начал строиться в конце 1940-х годов. Его техпроект был разработан Государственным союзным трестом по проектированию заводов нефтяного машиностроения и конструированию нефтяного оборудования «Нефтемашзаводопроект» в 1946 году. Одним из первых был возведен кислородный цех, который, к слову, находится на большом отдалении от производственной базы «ОМЗ». Работы полностью завершились в 1955 году. 26 мая заместителем министра нефтяной промышленности СССР Каламкаровым был утвержден представленный госкомиссией акт сдачи законченного ремонтно-механического завода в Охе. К этому моменту производственная база ОМЗ приросла механосборочным цехом, участком металлоконструкций, кузнечным участком, деревообрабатывающим цехом и участком ремонта тракторов и нефтепромыслового оборудования. Завод занял площадь более 13 гектаров земли.


IMG_0784.JPG


– Моя мать, Саплина Валентина Никифоровна, участвовала в строительстве завода. Даже была награждена медалью. Потом много лет работала здесь же оператором котельной, – рассказывает слесарь-ремонтник 6-го разряда Александр Саплин. На ОМЗ он, один из старейших работников предприятия, трудится более полувека. Таких старожилов предприятия – людей, по-настоящему преданных своей работе, – на заводе остались единицы. По 40 лет и более заводу отдали Николай Владимирович Бельский, Михаил Лукьянович Федораев, Виталий Егорович Андреев.


– Тогда ОМЗ постоянно работал в две смены, иногда и в три, – вспоминает собеседник, сопровождая меня по заводским помещениям. – Предприятие снабжало буровым оборудованием все северосахалинские месторождения. Работало у нас почти 500 человек.


Только на памяти Александра Анатольевича мехзавод сменил около 10 руководителей. Как утверждает мой сопровождающий, самым выдающимся по производственным показателям директором ОМЗ был Милевский. При нем завод почти ежемесячно становился обладателем переходящего Красного знамени – отличительного знака победителя социалистических соревнований. Заметки о достижениях завода не сходили с первых полос «Сахалинского нефтяника», а сам Милевский (к сожалению, его имени мой собеседник не помнит) – единственный из всех директоров ОМЗ был награжден Орденом дружбы народов.


IMG_0761.JPG


Переходим из цеха в цех. Вокруг шумит и движется оборудование. В курс дел меня вводит Анатолий Кузнецов. На завод он пришел токарем в 2000 году. В настоящее время молодой, перспективный специалист отвечает за один из самых сложных участков и жизнеобеспечение завода. Сегодня его задача – рассказывать мне, человеку несведущему в производственных тонкостях, о назначении цехов и оборудовании в них.


– Это радиальный сверлильный станок. Между прочим, совершенно новый. В прошлом году приобретен, – поясняет мой «гид». По его словам, оборудование на мехзаводе обновляется регулярно, однако не настолько быстрыми темпами, как хотелось бы. В обновлении нуждаются станки, грузоподъемные механизмы, сварочные аппараты. – Завод имеет замкнутый технологический цикл производства. Основная часть выполняемых работ приходится на ремонт насосно-компрессорных труб. Завод специализируется на изготовлении и ремонте общепромышленного оборудования, тракторов, нефтегазопромыслового и бурового оборудования. Предприятие производит комплексное обслуживание и ремонт НКТ и станков-качалок, наземных насосов, электродвигателей до 100 кВт, выполняет кузнечно-прессовые работы, монтаж, наладку, испытания, дефектоскопию, изготовление блок-домиков и многое другое.


IMG_0767.JPG


Цех по ремонту насосно-компрессорных труб. Сюда ежедневно свозятся сотни труб с охинских промыслов. Сопровождающие подробно объясняют, какие работы выполняются прежде, чем трубы возвращаются на скважины.


Кузнечный цех. Здесь мое внимание привлекает огромный механический молот. Его вес – 22 тонны, сила удара – 2 тонны. На охинском мехзаводе гигант, произведенный в Японии, установлен в начале 1980-х. В этот период было заменено 40 процентов всего  металлорежущего и кузнечного оборудования. Тогда же были запущены в эксплуатацию уникальный молот и ножницы для резки листа до 32 мм толщиной.


Собеседники поясняют: этот молот – самый большой в Сахалинской области. Собственно, и предприятий, где может быть необходимо такое мощное и тяжеловесное оборудование, на островах больше нет.


IMG_0792.JPG


IMG_0785.JPG


IMG_0789.JPG


– Раньше завод, подобный нашему, был на юге Сахалина. Рудремзавод. Он специализировался на ремонте шахтного оборудования, предназначенного для угледобычи. Но по производственным мощностям он уступал ОМЗ, – рассказывает Александр Саплин.


Экскурсия близится к завершению. Сварочный цех. Здесь активно внедряется оборудование для полуавтоматической сварки. Сегодня на охинском мехзаводе трудятся специалисты-сварщики, которые имеют сертификаты международного образца. Свою квалификацию они подтвердили во время проведения строительно-монтажных работ на стационарной буровой платформе «Моликпак» в рамках проекта «Сахалин-2».


Сегодня ОМЗ – это перспективное предприятие, в состав которого входят три производственные базы: собственно охинский механический завод и кислородный участок, расположенные в черте города, а также прокатно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования-2, базирующийся в Ногликах. На предприятии трудятся свыше 230 человек, в том числе 52 женщины. Средний возраст работников завода – чуть больше 41 года.


– У нас достаточно молодой, но устоявшийся коллектив. Потребности в кадрах не существует, поэтому принимаем на работу только по мере необходимости, – отмечает еще одна моя собеседница Зоя Мамкина. На ОМЗ она пришла относительно недавно, в 2011 году. Сначала работала ведущим инженером, после реорганизации – специалистом 2-й категории. Кстати, о реорганизации. Еще недавно ООО «Охинский механический завод» вместе с ООО «Сахалинское управление технологического транспорта» и ООО «Сахалинский подземный ремонт скважин» являлся охинским филиалом ООО «РН-Сервис». Теперь ОМЗ – это Сахалинский филиал ООО «РН-Ремонт» – Охинский механический завод, головной офис которого находится в Самаре.


Мамкина.JPG


Сегодня Зоя Александровна – руководитель сектора по персоналу и социальным программам.


– Знаете, это хоть и производственный объект, а обстановка почти домашняя. Здесь комфортно работать. Возможно, именно поэтому у нас нет текучки, – делится собеседница. По ее мнению, теплая атмосфера при железной дисциплине и высокой работоспособности коллектива – заслуга нынешнего директора завода Александра Николаевича Козлова.


Нужно сказать, что в этом с Зоей Мамкиной на заводе согласны все.


Трудовую деятельность в «Сахалинморнефтегазе» Александр Николаевич начал более 30 лет назад помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ 5-го разряда. На охинский мехзавод на должность начальника прокатно-ремонтного цеха эксплуатационного оборудования пришел в январе 2002 года. В 2015 году был принят на должность управляющего ООО «ОМЗ». После проведенной реорганизации Александр Козлов занимает должность директора филиала.


Автор: Кристина Мерена
Комментарии