Охинский хлебокомбинат
Приблизятся ли сахалинцы к большой земле?

Приблизятся ли сахалинцы к большой земле?

  • 00:13 29 ноября
  • Просмотров 614
16 ноября 2017 года вопрос строительства мостового перехода обсужден на заседании правительства РФ.

История строительства перехода с острова на материк давняя, в одной газетной публикации ее не перескажешь.


Идея строительства тоннеля выдвигалась еще в конце 19-го века. Изыскания предпринимались в 19291930 годах. В 1950 году в ее поддержку выступил Иосиф Сталин, и работы по возведению тоннеля (через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине) вроде бы начались (силами заключенных ГУЛАГа). Но после смерти «вождя» все это было заброшено.


В разные времена с разной силой накала разговоры воссоединения острова с материком возобновлялись. Строить  не строить, в каком виде (автомобильный, железнодорожный переход, дамбы, тоннель), во что это обойдется и когда окупится… Причем, идея приобретала все более обширный масштаб: охватить транспортной сетью не только российские, но и близлежащие территории.


Как сообщается на сайте газеты «Ведомости», обсуждение строительства железнодорожной линии, соединяющей Японию, Россию и страны Евросоюза впервые началось в 2000 году, но только в 2013-м разработчик  институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ)  по заказу минтранспорта подготовил технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Однако, строительство не началось, поскольку объект «не вписывался» в транспортную стратегию, рассчитанную до 2030 года. Да и прогнозируемые перевозки оказались небольшими.


В 2016 году президент РЖД Олег Белозеров предложил возобновить проект, и в мае 2017-го началась его повторная оценка. Отмечено, что сейчас грузы с материка идут по железнодорожной паромной линии Ванино-Холмск. Если мост не будет построен, то к 2030 году суммарный грузопоток через переправу составит около 1,5 млн тонн в год, что много меньше, нежели в советские времена. Если же через проливы Невельского и Лаперуза будут протянуты мосты, этот показатель к 2030 году может достигнуть 33 млн тонн, из которых 25,1 млн тонн придется на экспорт России в Японию.


Рассматривался и вариант строительства тоннеля, но разработчики проекта считают оптимальным вариант моста, тоннель обойдется на 20 процентов дороже.


ТЭО железнодорожной линии сейчас предусматривает два варианта сообщения с Японией: железнодорожный тоннель (65 км) или мост (4548 км), или же организация железнодорожной паромной переправы между Сахалином и Хоккайдо.


Что касается перехода Сахалин — материк, глава Минтранса сказал, что РЖД начнет проектирование в 2018 году, подрядчик будет выбран на открытом конкурсе. Средства в объеме 1 млрд рублей уже заложены в бюджет РЖД. Соединение с Японией пока обсуждается.


В сентябре 2017 года на пленарном заседании третьего Восточного экономического форума во Владивостоке президент России Владимир Путин признал «планетарный масштаб» сахалинского мостаДальний Восток, отметил он, богат природными ресурсами. Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности.


— Мы предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на Сахалин,  сказал он.


Идею подхватил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко: сейчас товары народного потребления доставляются морем, эти дополнительные расходы увеличивают стоимость продуктов питания, стройматериалов и услуг. Кроме того, при введении в эксплуатацию перехода Сахалин — материк, возрастет и скорость доставки.


16 ноября 2017 года вопрос строительства мостового перехода обсужден на заседании правительства РФ. Как отметил глава минтранспорта Максим Соколов, объем бюджетного финансирования РЖД в 2018 году составит 63 млрд рублей, отдельно предусматривается взнос в уставный капитал 2018 — 2019 годов в размере 50 млрд рублей ежегодно за счет средств ФНБ в целях развития БАМа и Транссиба. Господдержка предоставляется для реализации проектов, имеющих мультипликативный эффект.


Свою оценку дал глава министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка: Сахалинская область за счет повышения транспортной доступности будет более интересной для бизнеса. Ему вторит член общественной палаты при минвостокразвития России Олег Мисерва: упростится процесс доставки грузов, рыбная отрасль получит импульс развития, оживится туризм на островах.


«Мостовая» идея привлекла даже юные умы. В 2016 году один из сахалинских школьников разработал свой проект: так называемый, наплывной мост, когда опоры устанавливаются не на грунте, а понтонами держатся на воде…


Каким и когда будет транспортный переход, несущий Сахалину благополучие, пока не известно. Будем следить за развитием событий.


Автор: Лариса Пустовалова
Фото: cod46.rul