Год больших юбилеев

Тайны авиационных синоптиков

Тайны авиационных синоптиков

  • 16:03 28 июля
  • Просмотров 457
Охинские метеорологи обеспечивают безопасность полетов над большей частью острова.

Охинские метеорологи обеспечивают безопасность полетов над большей частью острова.

В охинском аэропорту работает служба, ведающая летной погодой. А точнее: отвечающая за метеорологическое обеспечение полетов авиации. Это сотрудники Авиационной метеорологической станции гражданской Оха 2 разряда, являющейся подразделением Дальневосточного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Журналисты редко рассказывают о нелегком труде метеорологов. А тут представился повод побывать у них, хотелось сделать материал к 23 марта. Ведь для сотрудников АМСГ Оха это профессиональный праздник – Всемирный день метеоролога. Заодно удалось узнать немало интересного. Правда, на сверку правильности написания разных технических терминов ушло несколько больше времени, чем рассчитывала – из-за занятости синоптиков…

Почему задерживают рейс?

Солнце светит ярко. Небольшой стайкой плывут по небу облака. Приятно обдувает шаловливый ветерок. Не погода, а загляденье. Но авиарейс почему-то задерживается. И пассажиры томятся в ожидании. Кого-то из них ждут в другом городе соскучившиеся родственники, кому-то важно не опоздать на пересадку. Люди нервничают, звонят по телефону, пытаясь выяснить причину, по которой их не пускают в самолет. Между тем, решения об отправке или задержке рейсов принимаются на основе информации АМС. И многим пассажирам бывает невдомек, от какой опасности их уберегли, не разрешив взлет.

Погода на севере Сахалина часто бывает своенравной. На нее влияют циклоны, воздушные массы с Охотского моря и еще множество разных природных факторов. Решение о вылете или задержке рейса принимается командиром воздушного судна на основе информации АМСГ – фактической погоды и прогнозирования. В ней учитываются направление и скорость ветра, включая порывы, видимость, явления погоды, облачность, атмосферное давление, температура воздуха. Очень важен коэффициент сцепления на взлетно-посадочной полосе, если он недостаточный, воздушное судно может выкатиться за пределы взлетно-посадочной полосы.

Боковой ветер способен развернуть самолет. Плохая видимость тоже не сулит ничего хорошего.

За всем, что происходит в районе аэродрома, смотрит техник-наблюдатель. Его работа — отслеживать все изменения погоды и своевременно доводить информацию до диспетчерской службы (а также командира воздушного судна). Техник-наблюдатель составляет и специальную штормовую сводку. А синоптик работает над прогнозом, в котором отражается наиболее вероятное развитие атмосферных процессов на ближайшие 9 часов. Причем не только по аэродромам, но и акваториям. Метеорологическая информация передается в международных метеорологических кодах. Для неспециалиста это все равно что китайская грамота, ни за что не прочитает.

В гостях у авиационных синоптиков

В хорошую погоду им работается комфортно, но с ожиданием неприятных для авиатранспорта погодных явлений напряжение возрастает. Синоптики работают по два специалиста в смену, в аэропорт приходят раньше всех. И нередко один из них задерживается, если дотемна продолжаются полеты на аэродроме Ноглики. Побывать в гостях на станции мне довелось в день, когда в смене были начальник АМСГ Оха Марина Бородулина и ведущий синоптик Марина Прояева. У них в кабинете часы показывают время по Гринвичу. На мониторах компьютеров обычно появляются то замысловатые схемы или карты, то спутниковые снимки (изображения с ИСЗ) в инфракрасном излучении, либо в телевизионном формате, при котором хорошо просматриваются нижний слой облаков.

Мне рассказали, что в ведении северной станции (АМСГ Оха) больше половины территории Сахалина, включая аэродромы Оха, Ноглики, Зональное и прилегающая к нему акватории. Остальная часть воздушного пространства острова и Курил находится под контролем южно-сахалинских авиационных синоптиков.  Из Охи отправляют пассажирские рейсы до Хабаровска и Южно-Сахалинска. Из Ноглик совершаются также пассажирские рейсы до Хабаровска и еще чартерные рейсы до Южно-Сахалинска. И работает малая авиация (самолеты и вертолеты, летающие на высоте ниже трех тысяч метров). Вертолеты авиакомпании «Авиашельф» выполняют полеты на морские буровые платформы и нефтедобывающие установки. В Зональном летом базируется служба авиалесоохраны.

Обе Марины с высшим профессиональным метеорологическим образованием, с большим стажем работы на АМСГ, приехали в Оху по распределению, еще во времена СССР. Они застали те времена, когда информация с ИСЗ была в виде черно-белых снимков, на станции была своя фотолаборатория. Техники-метеорологи выпускали шары-пилоты. Синоптические карты принимались в фиксированные сроки. Синоптики рассчитывали траектории частиц воздушных масс на картах, печатали документацию на пишущих машинках, с которыми управлялись не хуже умелых секретарш.

Из аэропорта вылетали по 8 вертолетов в день. Садилось не по одному пассажирскому самолету из Южно-Сахалинска. Над севером острова пролетали авиалайнеры, которые держали курс на Магадан, Камчатку, Аляску. И по всем воздушным трассам разным службам нужно было обеспечивать безопасность полетов. Немудрено, что штат на станции при таком объеме работы доходил до 40 человек. После 90-х с постепенным снижением количества полетов, а также автоматизацией и компьютеризацией рабочего процесса, изменением технических регламентов коллектив уменьшился до 10 человек.

Точные расчеты и творчество

К своей работе синоптики относятся с большой ответственностью. И если случается ошибаться, сильно переживают из-за этого. А шутки по поводу прогнозов погоды их задевают. Ведь их обычно высказывают люди, имеющие только поверхностное представление о труде метеорологов.

– Метеорология – это, по сути, физика атмосферы, то есть точная наука, – пояснила Марина Прояева. – В вузе нам довелось изучать различные разделы физики, математическое моделирование, численные методы расчета состояния атмосферы, теорию вероятности.

Начальник АМСГ Марина Бородулина дополнила:

– Современные ученые создали многомерную математическую модель атмосферы, в основе которой система из десятка уравнений. Сегодня в распоряжении синоптиков специальные прогностические схемы, с помощью которых составляются прогнозы погоды на различные промежутки времени.

За счет наблюдательной метеорологической сети над материком атмосферные процессы прослеживать легче, чем над акваторией Охотского моря. В нашей зоне лишь отдельные суда передают метеорологические сводки. Труднее всего определить интенсивность воздушных масс, смещающихся с Охотского моря. И что они с собой принесут – обильный снег зимой, нелетную погоду. Поэтому большое значение для прогнозирования атмосферных процессов на севере Сахалина имеет опыт работы. Иначе говоря, наметанный глаз.

С годами на своем рабочем месте охинские синоптики научились ориентироваться по едва уловимым и повторяющимся признакам. Это помогает им определять наибольшую вероятность развития событий. И уже граничит с творчеством, совсем не чуждым точным наукам.

Светлана Захарова

Фото: dic.academic.ru


Комментарии