Год больших юбилеев

Грамотные мэры нынче в дефиците

Грамотные мэры нынче в дефиците

  • 16:03 28 июля
  • Просмотров 259
Решение о том, кто возглавит район, будут принимать местные депутаты по итогам конкурса, проводимого специальной комиссией.

Решение о том, кто возглавит район, будут принимать местные депутаты по итогам конкурса, проводимого специальной комиссией.

На заседании думского комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению (председатель Наталья Коршунова) рассмотрен проект закона «О внесении изменений в закон Сахалинской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области».  Суть, если коротко, в том, что предлагается уйти от прямых выборов мэров населением.  Решение о том, кто возглавит район, будут принимать местные депутаты по итогам конкурса, проводимого специальной комиссией.

Представляя законопроект, директор государственно-правового департамента правительства области Павел Сиваконов пояснил, чем вызваны данные изменения. По его словам, устанавливаются новые, единые для всех муниципальных образований, критерии. Прежде всего, это «набор» полномочий, выполняемых муниципалитетами, их должно быть не менее 80. Практически же этот объем полномочий сегодня доходит до 96. Второй критерий – территории муниципальных образований относятся к территориям, приравненных к районам Крайнего Севера, третий – территории эти расположены в сейсмоопасных зонах. То есть принципиальные изменения в системе формирования органов местного самоуправления коснутся абсолютно всех муниципалитетов.

Итак, предлагается единый вариант: руководитель района избирается депутатами представительного органа из числа лиц, представленных конкурсной комиссией. Глава муниципального образования является и главой администрации. Данная модель, утверждает Сиваконов, была введена в феврале 2015 года и широко используется практически во всех субъектах Дальнего Востока. Преимущества – скорость замещения должности (без проведения прямых, финансово затратных, выборов).  Плюс еще и в том, что кандидаты на этот пост проходят жесткий отбор, они должны обладать знаниями, навыками управления, иметь определенный уровень профессиональной подготовки. Депутатам представляется на выбор не менее двух кандидатур.

 Денежные средства, которые выделяются муниципалитетам из областного бюджета в виде субсидий и субвенций на реализацию полномочий, очень значительны, – сказал Сиваконов. – Естественно, главой муниципального образования должен быть наиболее подготовленный человек, обладающий определенными знаниями. Конкурсная комиссия формируется по принципу «50 на 50», то есть наполовину органами местного самоуправления и наполовину – губернатором.

Далее директор государственно-правового департамента правительства области постарался убедить членов комитета в том, что идея отмены прямых выборов мэров «пришла из народа». Впервые она была озвучена председателем общественной палаты области Владимиром Иконниковым в ходе проведения «Сахалинского гражданского форума-2016». Ну, а чаяния народа надо претворять в жизнь…

«Претворение» шло небывало скоро!  В считанные дни появился соответствующий законопроект, его столь же скоро «обкатали» на заседании совета председателей представительных органов местного самоуправления, он был разослан во все муниципалитеты. Поступили только положительные отзывы.

– Считаю, что прошло самое широкое общественное обсуждение, – подчеркнул Сиваконов.

f584fbf4dce6eb.jpg

Выступления членов профильного думского комитета были не столь оптимистичны.

–Дело-то не в способе избрания или назначения, а в том, что у нас нет никакой кадровой политики, – сказал депутат облдумы Александр Кислицин. – Нет планомерности по подбору, расстановке кадров.  Кадровый голод – беда всех районов.  У нас была достаточно хорошая система, когда каждый муниципалитет определял сам, избирать или назначать мэра. Все зависит от людей, а не от модели. Мы знаем, сколько было проблем с назначенными мэрами в Холмске, Поронайске, Томари, на Курилах. Предлагаемая модель, наверное, позволит где-то устранить некоторые разночтения, когда разногласия, возникающие между главой муниципального образования и мэром (кто главнее…) мешали нормальной работе. В итоге терялась управляемость районом.

Кислицин отметил, что в облдуму поступили положительные отзывы со всех муниципальных образований. Коль все согласны, проект закона надо принимать.

– Посмотрим, как будет работать этот закон. Если что, всегда можно его откорректировать, – завершил свое выступление депутат.

О кадровой проблеме говорил и его коллега Виктор Тройнов. Еще он заметил, что имеет место ущемление прав избирателей, они как бы остаются «за бортом» процесса формирования органов местного самоуправления. Главу района, получается, избирают местные депутаты. Хорошо, если избиратели ответственно отнесутся к выборам, и в горрайсобрания придут надежные и толковые депутаты, которым и придется определяться, кто возглавит район.

Депутат Александр Болотников потребовал показать ему письма поддержки, которые поступили из муниципалитетов.  Мол, должен убедиться в их намерениях. Убедился. Полный «одобрям-с». Остается, в таком случае, присоединиться. К тому же, по его мнению, в новой модели есть свои плюсы. В частности, экономия бюджетных средств на выборную кампанию. Это, во-первых. Во-вторых, повышается статус представительного органа местного самоуправления, сейчас депутаты горрайсобраний – как бы на втором плане…

В итоге комитет решил внести вышеупомянутый проект закона для его рассмотрения на заседание облдумы и рекомендовать депутатам принять его в первом чтении.

Лариса Пустовалова

Фото: sakhalin.info


Комментарии