Год больших юбилеев

В гибели сельди в заливе Пильтун может быть виновата компания «Эксон»

В гибели сельди в заливе Пильтун может быть виновата компания «Эксон»

  • 17:49 09 июля
  • Просмотров 507
По мнению сотрудников «Эковахты Сахалина», ледовая дамба, построенная компанией, привела к кислородному голоданию и гибели рыбы.
Промышленные объекты компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» могли быть причастны к гибели сельди в заливе Пильтун – такое сообщение распространила «Экологическая вахта Сахалина». Экологи признают, что кислородное голодание – наиболее вероятная причина замора, но говорят, что причинами его может быть деятельность нефтяников.

Напомним, что в начале июня на северо-западном берегу залива Пильтун (Охинский район) было обнаружено большое количество мертвой тихоокеанской сельди

Обследование места происшествия, которое провели сотрудники «Эковахты» 12 июня, показало, что мертвая рыба покрыла не менее 40 км побережья залива, а общий ее объем составил не менее 450 тонн. Такой значительный для Пильтуна объем, а также разный размер сельди (от мелкой молоди до крупных нерестовых особей) говорят о том, что здесь погибла как местная популяция, так и «океанская» сельдь, кратковременно заходящая на нерест в заливы северо-востока Сахалина в последней декаде мая.

По степени сохранности рыбы, а также на основе ряда других факторов можно с большой долей уверенности сказать, что погибла она приблизительно 23–26 мая, причем до нереста. 

При осмотре места происшествия полевая группа «Эковахты» не обнаружила никаких признаков антропогенного загрязнения. Об этом же сообщают и Охинская рыбоохрана, и СахНИРО, также обследовавшие залив 7 и 14 июня соответственно. Результаты исследования образцов погибшей сельди в лабораториях волгоградского «Центра экологического контроля» и Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН (Москва) показали, что содержание мышьяка, а также тяжелых металлов, включая медь, цинк, свинец, кадмий, хром и ртуть, не превышает допустимых норм, равно как и содержание нефтепродуктов, фенолов и поверхностно-активных веществ. Отсутствие превышений по тяжелым металлам в образцах рыбы, а также повышенного радиационного фона подтверждают и исследования СахНИРО.

Вместе с тем специалисты СахНИРО высказали предположение о том, что замор сельди случился от недостатка кислорода в воде залива, что подтверждают и проведенные институтом замеры его содержания. Но что стало тому причиной? 

По мнению СахНИРО, это необычно большие скопления дрейфующих льдов, наблюдавшиеся в начале июня в Охотском море у входа в залив Пильтун. Но гибель рыбы произошла в конце мая, а льды подошли к северо-восточному побережью Сахалина только после 3 июня. Спутниковые снимки показывают, что протока, соединяющая залив с морем, была открыта с середины мая. Какие-либо факты и свидетельства, подтверждающие предположения СахНИРО о ее блокировании льдом, отсутствуют. 

Сотрудники «Эковахты» ранее утверждали, что только скопление льда не могло привести к столько катастрофическим последствиям. Должен был быть еще какой-то фактор, который усугубил типичную для Пильтуна ситуацию. И судя по всему, экологам удалось его найти. 

После получения результатов анализа образцов погибшей рыбы, обследования места происшествия, опроса очевидцев, изучения космических снимков и ряда других данных и обстоятельств трагедии «Экологическая вахта Сахалина» публикует промежуточные итоги собственного расследования причин замора. Полный отчет о нем доступен на сайте организации.

Специалисты «Эковахты Сахалина» пришли к выводу – сельдь действительно погибла от острого дефицита кислорода в воде северной части залива Пильтун. Однако почему его содержание снизилось так сильно?

По мнению «Эковахты Сахалина», аномальный дефицит кислорода в заливе Пильтун был вызван антропогенными причинами. Его пересекает подводный нефтепровод, построенный в 2009 году «дочкой» американской ExxonMobil – компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», участником и оператором шельфового нефтегазового проекта «Сахалин-1». С декабря 2017-го по апрель 2018 года «Эксон НЛ» вела ремонтные работы на этом нефтепроводе, для чего на льду залива была наморожена специальная ледовая дорога шириной около 30 м и толщиной до нескольких метров, на большей своей части «севшая» на дно и превратившаяся в ледовую дамбу. 

Специалисты «Эковахты Сахалина» изучили большой объем космических снимков со спутников Sentinel, Terra, Aqua MODIS, Suomi NPP/VIIRS, Landsat, PlanetScope, RapidEye, SkySat – они показывают, что как минимум до середины мая ледовая дамба перекрывала не только 2/3 сечения залива, но и главный фарватер, проходящий вблизи его восточного берега. 

Так, на снимках за 16 мая четко видно – несмотря на то что фарватер уже вскрылся, дамба продолжает его перекрывать и исчезает в этом месте только к 20 мая. 


4. Снимок 16 мая 2018.jpeg

5. Снимок 20 мая 2018.jpeg

На более поздних снимках большая часть ледовой дамбы остается на прежнем месте, хотя ледовый покров залива интенсивно разрушается и перемещается ветрами и течениями.

Компания «Эксон НЛ», непосредственный участник ремонтных работ, рассказала «Эковахте» на условиях анонимности, что в районе фарватера (глубина которого обычно составляет около 4,5 м) между дном и нижним краем ледовой дороги оставался просвет свободной воды всего лишь в 40 см. Несмотря на то что работы были окончены 29 апреля, никто не убирал ледовую дамбу и не принимал мер для восстановления циркуляции воды в заливе, пока она не разрушилась сама к началу июня. Такая преграда, несомненно, серьезно ограничивала приток насыщенных кислородом морских вод в северную часть залива Пильтун. 

Ограничил водообмен в заливе также и временный причал, построенный компанией «Эксон НЛ» в 2015 году для доставки морем грузов на буровую площадку нефтегазового месторождения Одопту. Он представлял собой огражденную металлическими стенками песчаную насыпь, на 880 м вдающуюся в залив Пильтун поперек главного фарватера рядом с коридором нефтепровода и ледовой дорогой. 

В октябре 2017 года компания «Эксон НЛ» убрала ограждение причала, но насыпь осталась на месте до весны 2018 года, что хорошо видно на серии спутниковых снимков. Северная часть залива Пильтун не имеет другого сообщения с морем, поэтому пропорционального увеличения скорости потока при сужении фарватера не произошло. 

По мнению «Эковахты Сахалина», все это существенно сократило приток свежей морской воды в северную часть залива Пильтун и вызвало аномальный дефицит кислорода, что и привело к гибели сельди – как местной, так и недавно зашедшей на нерест. Отсутствие среди погибшей сельди других видов рыб, обитающих в заливе Пильтун, объясняется тем, что из них именно сельдь – вид, наиболее чувствительный к недостатку кислорода в воде (факт, широко известный в рыбохозяйственной науке).

В 2008 году «Эковахта Сахалина» и Всемирный фонд природы организовали общественную экологическую экспертизу проекта строительства подводного нефтепровода, а в 2013-м – проекта строительства временного причала. В обоих случаях представительные экспертные комиссии дали отрицательные заключения на эти проекты из-за высоких экологических рисков. В информационном сообщении по итогам экспертизы 16 июня 2008 года в том числе говорилось: «Эксперты общественной экспертизы пришли к выводу, что, исходя из проектной нагрузки на лед и требований российских строительных стандартов, толщина переправы может составить несколько метров, что с большой вероятностью превратит переправу в дамбу, на несколько месяцев перекрывающую водообмен между северной и южной частями залива». 

По мнению экспертов, последствия такого развития событий могут быть очень тяжелыми как для экосистемы и биоресурсов залива Пильтун, так и для людей и промышленных объектов. Однако и российские государственные органы, и американская нефтяная компания эти предупреждения проигнорировали. 

«История с массовой гибелью сельди в заливе Пильтун в мае 2018 года является классическим случаем кумулятивного эффекта в экологии, – заявил руководитель «Эковахты Сахалина» Дмитрий Лисицын, – когда воздействие на природу каждого отдельного промышленного объекта не проявляется явно, но в совокупности, да еще в такой хрупкой экосистеме, они приводят к тяжелым последствиям. Если бы власти и нефтяники прислушались к независимому экспертному сообществу, то массовой гибели ценных рыбных ресурсов удалось бы избежать». 

«Эковахта Сахалина» намерена добиваться от соответствующих российских государственных органов самого тщательного расследования трагедии в Пильтунского заливе, включая и роль в ней компании «Эксон Нефтегаз Лимитед». 


Комментарии