Активное строительство в Охе началось по решению Сталина

218
Активное строительство в Охе началось по решению Сталина
В книге краеведа Александра Геллера рассказывается о том, что послевоенные годы стали поворотными в судьбе города.
Предлагаем вашему вниманию очередной отрывок из новой книги краеведа Александра Геллера по истории Охи.

«В соответствии с постановлением бюро Охинского городского комитета ВКП(б) от 20 мая 1947 года «О плане работ по благоустройству города Охи», в лето 1947 года с 5 июля в городском саду были открыты коммерческая чайная и два киоска, в сквере возле кинотеатра Нефтяник – еще один киоск, у здания почты и на базаре – также по одному киоску.

30 июля 1947 года закончилось строительство дороги, ведущей от железнодорожного переезда в районе пятого участка до железнодорожного моста, а также был построен тротуар возле узкоколейной линии Уркт – промысел, до вокзала.

В период навигации 1946 года сложилось тяжелое положение с завозом в Оху промышленных и других товаров. В связи с отсутствием на базе промышленных, табачных и других товаров 15 февраля 1947 года из Охи в Николаевск-на-Амуре отправился обоз гужевого транспорта в составе транспорта Охинской конторы Сахалинторга и других организаций, работающих в Охинском районе, для завоза в город Оху хлопчатобумажных тканей, посуды, табачных изделий и спирта. Всего организациям было выделено 10 подводов с лошадьми и фуражом.

Во время навигации 1947 года в Оху завезли овощи: помидоры, огурцы, картофель из Углегорского, Кировского и Дербинского (ныне — Тымовский) районов. В овощехранилище было заложено 860 тонн картофеля, 230 тонн овощей, а также – 36 тонн семенного картофеля. Заготовительной конторой для производства варенья, соков, консервов, вина на зиму были заготовлены дикоросы в следующем количестве: черемши – 0,4 тонны, зелени – 0,15 тонны, ягоды (брусники, черники, голубицы, клюквы) – 0,3 тонны, орехов – 0,25 тонны, грибов – 0,1 тонны.

От местного населения в Охе принимались сельскохозяйственные продукты, вырабатываемые на собственных подворьях. Прием проводился в магазинах № 4 (17 участок), № 7 (базарная площадь), № 14 (Дамир) и № 27 (Северная Оха).

Заготовительная контора Сахалинторга в апреле 1947 года начала подготовку к весенне-летней путине. Производился ремонт орудий лова и рыболовного флота, имеющихся в наличии у заготовительной конторы. Также готовились рыболовные станы в районе первой и второй бухт, заливов Эхаби, Одопту, Байкал, Некрасовка и районе Пильво. Там были установлены засолочные сараи, чаны, коптилки, рыбохранилище. План переработки рыбы был таким: 1. Засолить 220 центнеров рыбы (сельдь, кета, горбуша); 2. Закоптить 300 центнеров.

Подледный лов наваги в зимний период бригадами заготовительной конторы осуществлялся в Некрасовке и Москальво. Весь улов 1947 года – 450 центнеров – был отправлен в торговую сеть 24 октября 1947 года.

В это же время после проведения капитального ремонта открывается магазин № 1.

В сентябре в Оху переводят зенитный полк, примечательно, что одна из батарей этого полка состояла целиком из девушек. Для их размещения в военном городке строят казарму, а также в месте расположения одной из батарей, по воспоминаниям старожилов Охи, в районе 49 квартала – жилые помещения.

10 августа 1948 года И. В. Сталин подписывает постановление Совета министров СССР «О мероприятиях по развитию и добычи нефти на острове Сахалин». Этими мероприятиями было предусмотрено строительство железной дороги Оха – Катангли – Дербинское, строительство грунтовых дорог, развитие сельского хозяйства, создание в Охе биологического стационара академии сельского хозяйства для решения вопроса увеличения производства сельскохозяйственной продукции, развития в Охе жилищного и промышленного строительства.

В сентябре 1948 года для решения задач, утвержденных постановлением Совета министров СССР (строительство железнодорожной, шоссейной дорог и жилищного строительства) создается исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ), а также новые строительные управления.

Если до 1948 года в Охе было три строительных управления, то к 1949 году их стало шесть. Комендатура ИТЛ располагалась в Охе в районе спортивной школы. В районе поселка Дамир находился лагерь с контингентом в 1000 человек, а остальные – в местах бывших подразделений лагеря военнопленных японцев: Эхаби, Восточное Эхаби, поселок Озерный, Бирякан, Аджапту (ныне Одопту). Недалеко от лагеря в Дамире для обслуживающего персонала строится поселок лагерного отделения (так этот населенный пункт обозначался в паспортах людей, проживавших в этом поселке).

В июле 1948 года газета «Сахалинский нефтяник» писала: «По средам, субботам и воскресеньям в Городском парке на танцплощадке – танцы с 21 часа. В Городском парке открыты ресторан, ларьки, буфеты, работают: летний кинотеатр, читальный павильон, площадка аттракционов, два тира, играют два духовых оркестра».

В парке танцевали под духовой оркестр, баян, струнный оркестр. В буфетах павильончиках, в киосках продавали мороженое, ситро и другие прохладительные напитки. Все это изготавливалось на охинском Горпищекомбинате.

В 1948 году начинает свою работу сухопутный аэродром гражданской авиации. Для этой цели использовали взлетно-посадочную полосу авиационного полка, который перебазировался на Новостройку. Для пополнения авиапарка из Александровска в Оху на постоянное место базирования отправляется звено в составе 4-х самолетов По-2. Рейсы из Хабаровска и Южно-Сахалинска осуществлялись самолетами Ли-2, ИЛ-12 и ИЛ-14.

При охинском Доме культуры начал свою работу Театр кукол. 17 октября 1948 года на сцене Дома культуры состоялась премьера русской народной сказки «Золоченые лбы». Художественным руководителем театра и скульптором по изготовлению кукол была М.Ф. Темокина. В первый день своей работы театр поставил 3 спектакля, которые посетили 950 юных зрителей.

В июне 1948 года в Охе, как самостоятельная единица, был организован Охинский городской торг. На базе заготовительной конторы, бывшей охинской конторы Сахалинторга, была создана Охинская районная заготовительная контора Охинского торга, куда вошли пункты заготовки и переработки картофеля, овощей, дикоросов и рыбопродукции; приемные пункты по государственным поставкам сельскохозяйственной продукции; подсобное хозяйство (свиноферма, посевная площадь и парниковое хозяйство). Также заготконтора занималась организацией рыбалки по собственному вылову рыбы, поделкой новой и ремонт старой бочкотары.

В соответствии с решением Союзного правительства, на Управление по делам архитектуры при Совете министров РСФСР и на Сахалинский облисполком было возложено обязательство составления в течение 1951 – 1952 годов проектов планировки и застройки ряда городов Сахалинской области и, в частности, города Охи.

После обследования сотрудниками ленинградского отделения ГИПРОГОР (Государственного института проектирования городов), произведенного в 1949 году, в Оху прибыли бригады специалистов этого института. А после изучения проделанной ГИПРОГОРом работы, были составлены подробные описания существующего городского хозяйства, принято решение о необходимости выполнения для города Охи генерального проекта его реконструкции: проект планировки и застройки города. Из работ по инженерной подготовке было решено произвести осушение заболоченных участков, расчистку и углубление реки Охинки с благоустройством ее берегов и организацией садов и скверов. Одной из первоочередных задач, подлежащих к осуществлению в ближайшее время в Охе, по мнению авторов проекта, было строительство хороших асфальтированных дорог с тротуарами.

Застройка города планировалась в основном двух- и трехэтажными кирпичными и деревянными домами на двух или трех улицах, а строительство одноэтажных домов намеревались прекратить. Намеченные к строительству жилые дома должны оборудоваться внутридомовыми водопроводами и теплогазофицированием. Для сообщения между отдельными частями города, населенными пунктами проектировалось развитие автобусного сообщения.

В связи с дальнейшим ростом промышленности и увеличением населения города планировалось строительство новых школ, детских садов, яслей, кинотеатров, клубов и поликлиник. Таким образом, город Оха, согласно проекту планировки и застройки, должен был стать современным, красивым и благоустроенным».
Источник фото:
Государственный исторический архив Сахалинской области

Оцените новость

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...