Как нефтяники ковали победу

494
Как нефтяники ковали победу

Подвиг нефтяников в годы Великой Отечественной Войны. 

Подвиг нефтяников навсегда вписан в историю Великой Победы. Но добыть нефть – это лишь первый шаг на пути к обеспечению фронта жизненноважным сырьем. Нефте – и газопроводы, созданные в военное время, называли линиями жизни, нефтяными артериями страны, — понимая, что по ним течет кровь войны, топливо победы на заводы, ТЭЦ, ГРЭС и конечно в сердце боевых действий – на фронт.

По оценке начальника Службы горючего ВС СССР генерал-полковника Василия Васильевича Никитина, за годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов советские Вооруженные Силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн т различного вида горючего.

Осенью 1941 г. началось строительство нефтепровода «Оха – Циммермановка (Софийск)» диаметром 325 мм и длиной 374 км, которое завершилось спустя год. Он обеспечил перекачку около 1,3 млн. т. нефти до конца 1945 г. В его строительстве принимали участие 10 тысяч человек, в том числе ссыльные и заключенные. Рытье траншей, прорубание льда, укладка труб со льда по методу свободного погружения в воду велись вручную в суровых климатических условиях.

Этот трубопровод строили в первую очередь с целью перекачки нефти с севера острова Сахалин на НПЗ Комсомольска-на-Амуре, где производили авиабензин, необходимый для обеспечения топливом авиатрассы «Аляска – Сибирь», по которой из США в СССР в рамках программы «ленд-лиза» перегонялись самолеты. Это были «Аэрокобры» значительно превосходящие по своим характеристикам не только немецкие «Мессершмитты» и «Юнкерсы», но и наши «Ил». За годы войны по маршруту, общая протяженность которого от авиазаводов в США до европейской части СССР составляла около 14 тыс. км, было поставлено чуть менее 8 тысяч самолетов, в том числе около 5 тысяч «Аэрокобр».

В 1946 году этот трубопровод был продлен до Комсомольска-на-Амуре, в результате чего его длина увеличилась до 655 км.

Нефть была кровью победы, а нефтепроводы – ее артериями.

К осени 1941-го на воюющем в окружении Ленинградском фронте сложилась катастрофическая ситуация с топливом: вставал грузовой автотранспорт, было нечем заправлять танки. Ввели жесткие лимиты на расход. Шоферы замешивали бензин с маслом, чтобы как-то заставить работать машины, а многие суда Ладожской флотилии перешли на дрова. С Большой земли горючее доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках. Немцы охотились за баржами с воздуха и к зиме потопили почти все.

По одной из версий, идею проложить трубопровод по дну Ладожского озера предложила военный инженер Нина Соколова, первая в стране женщина водолаз-глубоководник. Секретное постановление Военного совета Ленинградского фронта о прокладке по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода вышло почти сразу после подписания распоряжения Госкомитета обороны от 25 апреля 1942-го — к тому времени Ленинград уже восемь месяцев задыхался в кольце и обороне.

В итоге, на строительство подводного трубопровода в Ленинград уйдет неполные полтора месяца (с 5 мая по 16 июня 1942 года). Такие сроки поражают, но не менее удивительным выглядит организационный процесс большой стройки: Ижорский завод обязался уже к 3 мая отгрузить 550 тонн четырехдюймовых и пятьдесят тонн пятидюймовых стальных труб. К 5 мая Главнефтесбыт должен был передать Наркомстрою цистерны общей емкостью 1600 тонн и два бензиновых насоса. Тыл Ленинградского флота отрядил для работ триста человек личного состава и десять грузовиков. Армия отвечала за связь и прикрытие района строительства с воздуха. Грузы доставлялись по Октябрьской железной дороге в особом порядке, наравне с оперативными военными перевозками.

Работали по 17 часов в сутки. Маскировка была особо тщательной. Даже фонари не зажигали, чтобы не привлечь внимание к строительству. Немцы так и не узнали об этом трубопроводе. Лишний раз этот факт подтверждает то, что ни в одних послевоенных мемуарах гитлеровских генералов о трубопроводе не написано ни строчки. Меж тем, с июня 1942-го по март 1943-го в Ленинград перекачали свыше 47 тысяч тонн горючего. Так прорвали топливную блокаду и обеспечили нефтепродуктами не только войска, но и город.

До сих пор рассказы об этом подвиге из поколения в поколение передаются строителями подводных переходов магистральных нефте- и газопроводов.

Топливо для Сталинграда

В апреле 1942 г. Гитлер начал отводить огромное значение кавказской нефти, так как в немецкой армии стало резко не хватать топлива. Целью немцев был захват нефтяных месторождений Кавказа и выход на месторождения Ирана и Ирака и далее в Индию. Этот план мог осуществиться лишь в случае захвата Сталинграда.

Из воспоминаний министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова: «Когда гитлеровцам казалось, что теперь-то они перекрыли все пути поступления нефти на наши перерабатывающие заводы, снабжающие фронт горючим, нефть неожиданными для них способами все же на эти заводы поступала. И то, что у нас с невероятной быстротой нарастало количество танков и самолетов, полностью обеспеченных горючим и боеприпасами, ошеломляло врага, вносило смятение в его ряды. Так, в невероятно короткие сроки был проложен нефтепровод Астрахань – Саратов, для которого… были частично использованы трубы и насосные станции демонтированного трубопровода Баку – Батуми. И построили его в напряженные дни Сталинградской битвы!».

Нефтепровод Астрахань – Саратов, протяженностью 680 км., был создан всего за 9 месяцев. Это была адская работа. Все делалось, как можно догадаться, вручную… Самыми опасными были последние 380 км от Саратовского НПЗ до Сталинграда, находившиеся под прицельными бомбежками германской авиации.

«Представьте себе картину: давалось, скажем, задание – вырыть траншею. Отрыл 10 погонных метров траншеи – в конце работы получаешь буханку хлеба, банку консервов, бутылку спирта. Не выполнил, переутомился – извини, не достанется ничего, голодай», — из воспоминаний бывшего начальника Саратовского РНУ Павла Ивановича Чулина.

Вот так ковалась большая победа… Труба честно прослужила около 20 лет. Исход великой Сталинградской битвы, победоносной для нас, поставил точку и в грозной эпопее битвы за нефть. Открылся свободный путь по Волге для бакинской нефти.

Еще одна важная артерия, которая вела в Астрахань, появилась благодаря открытию в 1942 г. Елшанского месторождения. Это событие было знаковым для того времени — оно ознаменовало начало развития газовой промышленности. Правительство приняло решение о строительстве газопровода «Елшанка – Саратовская ГРЭС» диаметром 300 мм. Этот газ был необходим для работы Саратовского НПЗ, на тот момент крупнейшего в Европе.

Автор новости:
Агентство нефтегазовой информации

Оцените новость

+1

Оценили

Roshchupkin+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...