90 лет назад был проложен воздушный маршрут Хабаровск – Оха

90 лет назад был проложен воздушный маршрут Хабаровск – Оха

10:59 10 января 2020
Рассказываем о том, как это было.
Вчера, 9 января, гражданская авиация Дальнего Востока отметила большое событие: ровно 90 лет назад летчик Михаил Водопьянов проложил воздушную трассу по маршруту Хабаровск – Оха протяженностью 1180 километров. Самое время вспомнить, как это было.

Сахалинцы давно привыкли добираться на материк на самолетах, и сейчас уже мало кто вспомнит, что до 1930 года основным средством сообщения между островом и материком были собачьи и оленьи упряжки, и то лишь в зимнее время. Путь этот был очень долгим и крайне опасным. Из Хабаровска до Сахалина люди добирались 35 – 40 суток. В место назначения прибывали не все, многие погибали в дороге. Между тем, быстро развивающийся Сахалин с его нефтяной отраслью испытывал огромную нужду в транспортном средстве, которое бы могло в любое время года доставлять сюда людей, грузы, продовольствие. Таким средством был аэроплан. Но поскольку отечественные авиазаводы выполняли исключительно военные заказы, было принято решение приобрести самолет за границей. Для управления будущим воздушным флотом Дальнего Востока создали акционерное общество «Добролет», возглавил которое Александр Семенович Ривадин. Деньги на покупку самолета собирали всем Дальним Востоком. Одни только жители Северного Сахалина внесли на эти цели более 7 тысяч рублей. В итоге был приобретен германский аэроплан «Юнкерс», который имел двигатель 300 лошадиных сил, развивал скорость до 190 километров в час, мог лететь 1000 километров без дозаправки с пилотом, бортмехаником и еще четырьмя пассажирами, а также с 100 килограммами груза. Самолет прислали в Хабаровск по железной дороге. Его сборка шла на берегу Амура почти две недели. К концу декабря на машине красовалась крупная надпись «СССР-127». Пробные полеты над городом прошли успешно, на летной карте появился маршрут: Хабаровск – Нижнетамбовское – Мариинское – Николаевск – Оха.

самолет Водопьянова

Воздушные суда того времени сильно отличались от того, к чему привык современный человек. На приборной доске имелись сектора газа, зажигание, масломерное стекло, манометр давления газа, счетчик оборотов мотора, высотомер, подвесной компас шлюпочного типа и кренометр. Не было ни радиокомпасов, ни локаторов, даже точных карт летчики не имели. Им приходилось изучать маршруты, запоминая географические особенности местности. Так было и с пилотом, проложившим воздушный маршрут на Сахалин. Человеком, который решился на это, стал советский летчик Михаил Васильевич Водопьянов.

Водопьянов  

Кроме него и бортмеханика на борту находились начальник «Добролета», секретарь крайсовета Осоавиахима и специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда». Эта газета написала 10 января 1930 года: «Сегодня Осоавиахим Дальневосточного края празднует одно из своих крупных достижений. В 9 часов 40 минут с аэродрома в Хабаровске отправился на Сахалин первый почтово-пассажирский самолет».

До первой посадки в Тамбовском самолет летел триста пятьдесят километров – 2 часа 20 минут. Посмотреть на самолет учащиеся школы пришли строем под красным знаменем, мальчишки залезали в кабину. В Мариинске самолет встретили менее гостеприимно: люди смотрели на аэроплан как на конкурента, который будет забирать доходы у наземных перевозчиков. Утром 10 января самолет вылетел в сторону Николаевска-на-Амуре, путь занял 1 час 10 минут. Встречать героев вышел почти весь город. Водопьянов произвел ряд показательных полетов с несколькими местными жителями на борту.

Только спустя два дня самолет перелетел через Татарский пролив и приземлился в Охе. Здесь на собачьих упряжках летчиков доставили с аэродрома в клуб нефтяников им. В.К. Блюхера, где состоялось чествование героев. Курс на Александровск Водопьянов взял 13 января. Но самолет смог пролететь только несколько метров и завалился в кустарник. Охинцы бросились к аэроплану спасать летчиков, но, как свидетельствует история, Водопьянов совершенно спокойно, как ни в чем не бывало, сказал: «Ну вот, опять подвел мотор». Самолет на руках перенесли на взлетную площадку, где местные мотористы помогли экипажу с ремонтом. Полет в сторону Александровска продолжился. Плохие метеоусловия осложнили это путешествие: чтобы пересечь горный хребет, отделяющий Оху от центральной части Сахалина, самолету пришлось подняться на высоту около 2000 метров притом, что его рабочая высота составляла от 50 до 500 метров.

самолет Добролета

Поздно вечером 16 января самолет приземлился на Александровском аэродроме. Так закончился первый перелет по маршруту Хабаровск – Тамбовское – Мариинск – Николаевск – Оха – Александровск. Для всего Дальнего Востока перелет самолета на Сахалин стал событием года. Что касается Охи, здесь начался усиленный сбор средств на строительство самолета «Сахалинский нефтяник». К 11 марта того же года охинцы собрали 10 тысяч рублей. Спустя некоторое время в Охе был оборудован аэропорт III класса, и 14 июня 1930 года состоялось открытие регулярного воздушного сообщения Хабаровск – Оха – Александровск. Рейс Хабаровск – Оха длился 8 часов.

«9 января – значимая дата для сахалинцев и всего авиационного сообщества. Этот день стал днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке. Перелет Водопьянова был действительно героическим. Ведь летели почти по наитию, в непогоду. Без маяков и ориентиров. Но этот шаг был крайне важен для Дальнего Востока, особенно для развивающейся Охи. Комфортная жизнь населения, активная разработка и добыча нефти и газа была невозможна без надежной авиационной связи», – считает Петр Тарасюк, директор охинского аэропорта.

авиалинии


В юбилейный день «Сахалинский нефтяник» побывал в аэропорту Охи, чтобы встретить рейс из Хабаровска. Корреспонденты спрашивали прибывших пассажиров о том, знают ли они, кто такой Михаил Водопьянов и почему так важен для Сахалина день 9 января. Но, к сожалению, лишь немногие смогли ответить на наши вопросы.

Наша справка

Михаил Васильевич Водопьянов родился 18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1899 г. в селе Студенка Липецкого уезда (ныне часть города Липецка).

В марте – апреле 1934 г. участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1936 – 1937 гг. возглавлял полеты в Арктику, в том числе впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда полярную экспедицию (СП-1).

В 1939 – 1940 гг. участвовал в советско-финляндской войне в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов.

В начале Великой Отечественной войны командовал дальнебомбардировочной авиационной дивизией. Лично участвовал во втором налете на Берлин, в котором его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта Водопьянов вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии. Продолжал совершать боевые вылеты как командир корабля в составе 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, затем был в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.

В 1948 – 1950 гг. участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1», «Север-2» и в исследованиях Арктики.

Автор книг «Киреевы», «Полеты», «Мечта пилота», «От сохи к самолету», «Валерий Чкалов», «Полярный летчик» и других. Был членом Союза писателей СССР.

Награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Скончался 11 августа 1980 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Просмотров: 361