Уроки музыки – от Чайковского к Элджею

Уроки музыки – от Чайковского к Элджею

  • 18:07 23 сентября
О том, как говорить об опере с юными поклонниками рэпа, рассказывает учитель школы № 1 имени А. Буюклы Вера Байкина.
В преддверии Дня учителя, который отмечают в начале октября, «СН» поговорил с охинскими учителями. Одни юны и полны энтузиазма, другие опытны и мудры. Тем интереснее, что они думают об учениках и своей работе.

Как изменились школьники за последние 20 лет, как включать оперу фанатам Элджея и о многом другом «Сахалинский нефтяник» расспросил учителя музыки школы № 1 имени А. Буюклы в Охе Веру Байкину.

Стаж работы в педагогике у Веры Васильевны Байкиной 35 лет. Она окончила музыкальное училище в Саранске, а затем рязанский филиал Московского института культуры. В школу пришла работать в 1986 году.

– Как вы оказались на Сахалине?

– Моя сестра с мужем-военным жили на острове. И очень его хвалили. Постоянно рассказывали, какая здесь замечательная природа, какие отзывчивые и душевные люди. В 1993 году мы – я и муж – приехали в Оху. И не разочаровались. Доброжелательность сахалинцев – первое впечатление от острова. Мы были романтично настроены – думали, поживем, посмотрим на экзотику, а потом назад. Но прижились и остались. Оба вышли на работу в школу – муж стал учителем физики, я преподавала пение. Через пару лет он ушел работать в систему связи, а я вот уже 28 лет остаюсь в школе № 1.

Как за это время изменились дети? Школьники начала 90-х и школьники сейчас сильно отличаются?

– Дети во все времена одинаковы. Семилетка, который приходит в первый класс в 2021 году, мало отличается от семилетки в 1993, 1998 или 2000-м. Только со временем они меняются под влиянием действительности. Подростки раньше больше читали, были более любознательными, в них было больше идеализма. Сейчас ребята более информированы. Они в большинстве своем прагматики и рационалисты. Но если брать первоклашек, то тут различий почти нет.

– Но преподавание музыки стало иным. В мое время мы разучивали песни, а мои дети сейчас рассказывают, что изучают мюзиклы и оперы.

– Это правда. Раньше предмет даже назывался «пение». В его задачу входило, чтобы дети на уроке пели, учились играть на каких-то ударных инструментах. Чтобы больше расслаблялись и отдыхали. Сейчас музыка – серьезный полноценный предмет. Дети узнают о разных стилях и направлениях музыки. По предмету есть несколько интересных программ. Я предпочитаю программу Критской. Мне она нравится за активное вовлечение ребят. Они не просто слушают рассказ, а обсуждают, размышляют. «Почему раньше говорили, что счастье – это слушать концерт Чайковского?», «Кто назвал сонату Бетховена Лунной?». На эти и множество других вопросов мы ищем ответы. Другое дело, что на уроке обычно нельзя объять необъятное. Хочется дать намного больше.

– Насколько дети, слушающие Элджея, воспринимают оперу?

– Если заниматься музыкальным образованием с первого класса, то вполне воспринимают. Мы знакомимся с музыкой во всем ее многообразии и пытаемся ее понять. Например, рок. Есть «Битлз», есть андеграунд, а есть хард-рок, который даже в наушниках запрещают слушать. Все это рок, но насколько разный.

– Не слишком ли музыка отвлеченный предмет?

– Вовсе нет. Много времени мы отводим проектам. Недавно ученик спросил меня: «Что общего между музыкой и математикой?» – и вместе мы искали ответ. Или проект, посвященный бардовской песне. Ребята узнали, что в Охе есть автор-исполнитель Аркадий Довжик, мы с ним познакомились. Сегодняшние уроки – это не сухая теория.

– А как изменилась работа педагога за эти годы?

– На педагогах сейчас большая ответственность и, как результат, очень много бумажной работы – отчеты, отчеты, отчеты. Бумажная рутина отнимает много времени от детей, от творчества. Все же я свою работу считаю очень творческой.

За творчество Веру Байкину и любят ученики и коллеги.

«Вера Васильевна имеет награды различных уровней: за добросовестный труд, за обучение и воспитание подрастающего поколения, за личный вклад в развитие системы образования, за победы в профессиональных конкурсах. Ученики ее любят, родители боготворят, коллеги уважают и всегда прислушиваются к ее мудрым советам. Она замечательный человек, прекрасный собеседник, творческий и ищущий учитель. Всегда в хорошем настроении. Никогда не отказывает в помощи ни коллегам, ни ученикам; мы всегда можем рассчитывать на ее поддержку и доброе слово», – говорит заместитель директора школы № 1 по воспитательной работе Юлия Стрижак.

Автор: Максим Матвеев
Комментарии