Наше «завтра» глазами министров и депутатов

Наше «завтра» глазами министров и депутатов

  • 07:24 27 ноября
Хотите заглянуть вперед,  года на три? Тогда  ознакомьтесь с прогнозом социально-экономического развития региона на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, который представил на заседании облдумы исполняющий обязанности профильного министра области Сергей Карпенко.

Хотите заглянуть вперед,  года на три? Тогда  ознакомьтесь с прогнозом социально-экономического развития региона на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, который представил на заседании облдумы исполняющий обязанности профильного министра области Сергей Карпенко.

С точки зрения макроэкономических показателей, сообщил он, по базовому сценарию позитивная динамика сохранится на ближайшие три года. Особые надежды, само собой, возлагаются на новые институты экономического развития. В частности, территории опережающего развития (ТОРы). Относительно ТОР «Горный воздух» дела обстоят так: зарегистрированы три резидента, одна заявка  в стадии подписания соглашения, две возвращены на доработку.  Трех резидентов обрел и ТОР «Южный», четыре заявки в стадии доработки. Что касается «Свободного порта «Владивосток», то один резидент  (фирма «Южный терминал»)  уже подписал соглашение с корпорацией развития Дальнего Востока, восемь заявок рассматриваются, а по одной (Корсаковская судоверфь)  запланировано выездное заседание межведомственной комиссии, где совместно с горадминистрацией будут рассматриваться заявки от малого и среднего бизнеса.  Словом, процесс идет.

О корпорации экономического развития области.  На рассмотрении (на 24 ноября) – 23 инвестиционных проекта общей стоимостью 117,7 млрд рублей, по двум уже открыто финансирование,  пять одобрены правительством области и также рекомендованы к финансированию.

Еще один институт развития – Сахалинское ипотечное агентство, основное  назначение которого – развитие ипотечного кредитования и строительство арендного жилья. По словам Карпенко, поступили заявки от муниципальных образований на строительство около 80 тысяч квадратных метров арендного жилья, на текущий момент законтрактовано около 40 тысяч «квадратов», а кое-где арендные дома уже сданы. Параллельно идет поддержка определенной категории граждан через механизм строительных кооперативов, их создано четыре.

Что касается стимулирования индивидуального жилищного строительства (а такая задача тоже поставлена перед ипотечным агентством), то здесь два ключевых проекта: идет поиск земельных участков  на юге острова (на пересечении трассы Корсаков – Охотское), а на территории Курил желающие вести индивидуальное строительство уже получили 50 участков.

Наконец, следующий институт развития – недавно появившееся Сахалинское агентство по привлечению инвестиций. Преобразовано оно по поручению губернатора из областного аналитического центра, трансформация завершена, приняты на работу новые люди.  Запущен колл-центр, связанный со «Свободным портом «Владивосток», на эту горячую линию поступило около 40 телефонных звонков, сайт в Интернете за 10 дней посетило более 600 человек, непосредственно на личном приеме в агентстве  побывало около 30.  Агентство не только консультирует по вопросам «как стать резидентом» ТОР, но и оказывает помощь предпринимателям по подготовке бизнес-планов и их дальнейшему продвижению. Сейчас здесь в работе шесть «ТОРовских» бизнес-планов и два проекта без привязки к территориям опережающего развития – один из них касается строительства завода по переработке рыбы в Охе.

У депутата облдумы Владимира Иванцова, как и у автора данных строк, этот момент вызвал особый интерес. По нашей просьбе Карпенко уточнил информацию, пока, скажем так, скупую. Есть два гражданских лица, которые хотят учредить  ООО «Северный берег». Речь идет только о частных, а не бюджетных инвестициях. Начиная свое дело, бизнес несет все возможные риски. Дело исполнительной власти – оказать поддержку в составлении и продвижении бизнес-плана, не более.

Но вернемся к докладу исполняющего обязанности министра. По его мнению, новые институты развития окажут значимое влияние на оживление деятельности  не нефтегазового сектора (в чем и есть суть новой экономической политики).

– Мы убеждены, что уже «запущенные» проекты, как и те, которые находятся в стадии доработки, приведут к выполнению поставленных перед нами задач, – сказал он. – В том числе – обеспечение продовольственной безопасности региона, увеличение экспорта островной сельхозпродукции за пределы острова, вплоть до стран АТР. Импульс развитию  даст туризм (создание туристических комплексов на озерах Буссе, Вавайских, в Томаринском районе, бухте Тихой, селе Даги и так далее). Угроз, что этим планам что-то помешает, я не вижу.

Завершил свою речь Сергей Карпенко оптимистической статистикой. По итогам 10 месяцев текущего года на островах приросла на 720 человек численность населения. Половина  «прибавки»  из-за превышения рождаемости над смертностью, остальное – за счет вновь прибывающих в регион.

Министерский оптимизм разделили не все депутаты. Например, Светлану Иванову интересовал вопрос о выравнивании энерготарифов, в островной области они высоки, что тормозит развитие производства.  Тема, согласился Карпенко, важная, под эгидой министерства развития Дальнего Востока подготовлен соответствующий проект федерального закона, предусматривающий следующее: за счет незначительного повышения тарифов на европейской части РФ привести в сопоставимое значение наши тарифы. Предполагается, что уже в осеннюю сессию Госдума рассмотрит данный документ, пока он – на согласовании в правительстве РФ.

Владимир Иванцов просил уточнить перспективы строительства автодороги до Охи. Губернатор, заметил он, на этот вопрос в одном из своих интервью ответил уклончиво, мол, в области есть множество и других важных объектов.

По словам Карпенко, стоит задача попытаться к 2020 году эту дорогу сделать. Ясно, что для этого нужны финансы. И вот здесь придется совместно поработать и чиновникам, и депутатам при принятии решения о выделении средств на строительство дорожной сети, в том числе до Охи.  Что касается 2017 года, то уже неоднократно звучало: программы, связанные с развитием транспортной сети, занимают ведущее место в бюджетных расходах. Но многое будет зависеть и от депутатов при выделении  средств на то или иное направление, поскольку в области много и прочих проблем (строительство школ и прочее). Нужно все заранее и четко обговаривать, чтобы потом не было обид и недомолвок.

Неоправданно медленно, считают депутаты, решается проблема газификации (а 2017 год, кстати, объявлен Годом экологии).  Стыдно смотреть, как в селах пожилые люди, одинокие женщины по старинке таскают вручную дрова и уголь в свои дома. Это анахронизм! К вопросу об экологии – и строительство очистных сооружений, которые отсутствуют во многих городах. А также вывоз мусора. Александр Болотников полагает, что пора принимать меры административного воздействия к нерадивым гражданам и юридическим лицам, по вине которых загрязняются села и города. Депутат обратил внимание профильного министерства  и на то, что необходимо четкое планирование развития (или «неразвития»)  сел. Каковы их перспективы? Вкладывать или нет средства в их инфраструктуру, строить школы, клубы, ФАПы, или предоставить людям возможность переехать в более благополучные места? Этот вопрос очень волнует сельчан.

О пенсионерах. К сожалению, заметил Болотников, уровень покупательной способности  реально снижается, нужна адресная поддержка для тех, кто выработал большой стаж при низкой зарплате (есть и такие профессии, необходимые обществу), и сейчас их пенсия минимальна. Люди заслужили право на доплату из бюджета.

На переработку собственной продукции именно на территории области обратила внимание исполнительной власти Светлана Иванова. Столь дорогой бензин в «нефтяном» регионе – нонсенс, мы вполне могли бы, по ее мнению, производить более доступное топливо. И, конечно,  создавать новые рабочие места, задействовать население, дать людям возможность работать и зарабатывать, тем самым закрепляя их на островах. В противном случае и строящееся жилье никому не будет нужно.

Лариса  Пустовалова
Фото: www.skr.su

 


Комментарии