Дело даже не в прогнозах синоптиков, погоду сделает политика. Если кто забыл, напомню: в сентябре 2017 года выборы депутатов областной Думы. «Штормить» же начинает уже сегодня…
Завершая свой срок, народные избранники решили оставить парламентариям следующего, седьмого созыва, вот какое наследие: сократить количество депутатов, работающих на освобожденной основе, до 12 человек (сегодня их 20).
Данный вопрос очень бурно обсуждался намедни на заседании думского комитета по государственному строительству, регламенту и местному самоуправлению (председатель Наталья Коршунова). Один из главных доводов – оптимизация бюджетных расходов. Мол, за счет депутатских зарплат удастся сэкономить до 27 млн рублей в год, за пятилетку – более 150 млн рублей. В сложной финансовой ситуации власть должна подавать пример в «затягивании поясов».
Когда речь идет о рубашке, которая ближе к телу, да еще депутатскому, жди горячих дебатов. Они и случились во время обсуждения законопроекта на заседании профильного комитета. Мнения высказывались разные. Например, Эдуард Таран (фракция «Справедливая Россия») считает, что данный закон не нужен, его продвижение – это грубое исполнение чьей-то воли. Что касается экономии средств, это весьма сомнительно, думцы и сегодня не знают, куда тратятся огромные бюджетные деньги. Видимо, и на аппарат облдумы, который в основном работает на спикера парламента.
- И каким словом нас вспомнят те, кто придет в обновленный депутатский корпус? Каково тем, кто уже намерился включиться в выборную борьбу и, возможно, рассчитывал на профессиональную работу? – ставил ребром вопросы депутат.
Наталья Коршунова вновь пыталась вернуть коллегу к главной цели – оптимизации. Эти процессы сейчас происходят и в муниципальных образованиях, и в правительстве. Исходя из количества островного населения, расходы на депутатов-профессионалов еще можно «рубить и рубить».
Светлана Иванова (КПРФ) высказала сомнения по поводу реальной оптимизации в исполнительной власти. Чиновничий аппарат вроде как бы и сокращается, но тут же появляются всякого рода казенные учреждения, кормящиеся из бюджета. Если вспомнить советские времена, в исполнительных органах власти области работало 68 человек, сегодня – более 2 тысяч. Поэтому дело даже не в депутатском корпусе, нужно приводить в соответствие всю систему управления в целом. Конечно, полагает она, в сопоставлении с другими дальневосточными регионами у нас – явный перебор депутатов, осуществляющих свою деятельность на освобожденной основе. Но, сокращая их количество, нужно подвигнуть к этому и другие властные структуры.
Анатолий Жук («Единая Россия») заметил, что такое решение надо было принимать все-таки не в предвыборный период и не в спешке, чтобы была возможность спокойно обсудить все варианты. К тому же, хотелось бы иметь и детальное финансово-экономическое обоснование.
Интересное предложение прозвучало из уст Галины Подойниковой (КПРФ). Есть официальная средняя зарплата по региону, вот и установить такую же для всех депутатов, почему они должны отличаться от народа, во благо которого и призваны работать? У них и так хватает прочих приятностей в виде кабинетов, служебных машин и прочее.
Шла речь и о том, что в данный момент у «неосвобожденных» депутатов нет, по сути дела, социальной защищенности (например, не идет трудовой стаж), а сочетать депутатство с реальным производством удается не всем и не всегда. А Виктор Тодоров («Единая Россия») задался вопросом, не многовато ли на островах депутатов (сейчас 28) и не сократить ли количество мандатов до 20…
Профильный комитет все же решил рекомендовать облдуме принять законопроект в первом чтении. Далее возможно внесение тех или иных поправок.
После бурных дебатов я взяла небольшой комментарий у заместителя председателя облдумы Александра Кислицина («Единая Россия»).
– Аналогичный законопроект мы вместе с бывшим председателем профильного комитета Сергеем Зарицким пытались внести еще в прошлый созыв, – сказал он. – Но, к сожалению, коллеги нас не поддержали (в том числе и единороссы). Тогда нам не хватило всего одного голоса. Будем пытаться реализовать давнюю идею сейчас. Почему речь идет именно о 12 депутатах? Расклад такой. В парламенте пять профильных комитетов, в каждом – председатель и заместитель. Плюс спикер облдумы и его заместитель. Получается двенадцать человек. Но необходимо учесть, что, согласно федеральному законодательству, мы обязаны предоставить право работать на руководящих должностях и освобожденной основе по одному представителю от списков партий, преодолевших на выборах 5-процентный барьер. То есть и они должны войти в число этих двенадцати. В нынешнем составе у нас все заместители председателей профильных комитетов – от разных политических фракций. Возможно, депутаты нового созыва примут иное решение, структура парламента и порядок ее формирования определяется на первых заседаниях обновленной облдумы.
Сокращение количества депутатов-профессионалов Александр Кислицин, у которого депутатский стаж уже 15 лет, считает правильным. Первым составам областного парламента пришлось основательно потрудиться над региональным законодательством. Теперь база создана, устоялась, необходимости изобретать какие-то глобальные законопроекты нет, а внесение поправок в существующее законодательство не столь трудозатратно. Просто нужно четко организовать деятельность неосвобожденных депутатов, обеспечить их полноценное участие (даже если они проживают в отдаленных районах, например, Охинском) в работе облдумы.
И для расширения, так сказать, кругозора небольшая информация о Магаданской областной Думе. В составе парламента 21 человек, 11 избраны по партийным спискам, 10 – по одномандатным округам. На профессиональной основе работают трое: председатель облдумы, один из его первых заместителей и председатель комиссии по регламенту и депутатской этике. И ничего, жива Колыма…
Лариса Пустовалова
Для добавления комментария нужно авторизоваться
Благодарим за регистрацию. На ваш электронный адрес отправлено письмо для подтверждения.