19 августа в областном суде приступили к рассмотрению апелляционных жалоб экс-губернатора Александра Хорошавина, адвокатов его бывшей жены Ирины и сына Ильи на решение Южно-Сахалинского городского суда от 20 мая 2016 года.
Напомню, суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил иск прокуратуры по отчуждению имущества семьи (на общую сумму свыше 1 млрд рублей) в доход государства. Речь шла о четырех московских квартирах, земельных участках, нежилом помещении и коттедже (стоимостью более 59 млн рублей) в престижном селе Успеновка Московской области, шести машино-местах в столице и шести дорогостоящих автомобилях, а также драгоценностях (134 млн рублей), коллекции часов (602 млн рублей) и изъятых денежных средствах. Все это было подробно перечислено в предыдущих материалах из зала суда.
Как и ожидалось, с такой позицией суда семья не согласилась. Прежде всего, сам Александр Хорошавин. По его мнению, суд незаконно обратил все имущество в доход государства, в том числе и то, которое было приобретено до принятия ФЗ-230 (о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам). Судом, настаивает он, также не учтено, где, когда и за сколько куплены квартиры, машины, земли, а их нынешняя оценка истцом многократно завышена. Драгоценности же и часы вовсе не могут изыматься, вышеупомянутым законом это не предусмотрено. Кроме того, его сын Илья не является субъектом данного закона, поскольку никогда не был государственным чиновником. И это еще не все приводимые им доводы, которые огласил председательствующий на заседании коллегии по гражданским делам облсуда Александр Карпов.
Надо сказать, что состав участников процесса заметно обновился. По доверенности генпрокуратуры в качестве истца выступали двое сотрудников надзорного органа, появился адвокат – Ольга Артюхова – у экс-губернатора, ранее он защищал свои интересы сам. Сменился адвокат у экс-супруги экс-губернатора, и лишь у сына Ильи остался все тот же защитник, да Александр Хорошавин привычно «присутствовал» в зале посредством видеосвязи с московским СИЗО.
Изменилась, на мой взгляд, и сама атмосфера, она стала ближе к деловой, без накала страстей (хотя, возможно, все еще впереди…). Аккуратно сделал было пробный шаг адвокат Ильи, мол, его подзащитный ненадлежащим образом извещен о времени проведения заседания, но председательствующий уже в конце заседания ответил на это спокойной, но строгой репликой (но об этом чуть позже).
Экс-губернатор согласился с проведением заседания без присутствия сына и бывшей жены, тем более, что в процессе участвуют их адвокаты.
Ольга Артюхова представила дополнения к жалобе, прокуратура – возражения на нее, причем, прямо в зале суда. Что дало повод адвокатам заявить ходатайство о переносе заседания: для того, чтобы ознакомиться с возражениями прокуратуры и согласовать позиции с подзащитными, находящимися в Москве, требуется время.
Выслушал высокий суд и Александра Хорошавина.
– Судом нарушено все, что только возможно. Конституция, соответствующие законы, нормы и принципы судопроизводства, – сказал он. – Дело вообще хотели рассмотреть без моего присутствия, судьей не анализировались и не исследовались доказательства и факты, доводы ответчика и соответчиков не заслушивались. В нарушение статей 46, 48 конституции РФ меня лишили права иметь своего представителя в суде первой инстанции, дать объяснения по существу дела, участвовать в прениях, подавать реплики. Меня просто удаляли из зала без предупреждения, отключив видеосвязь. Суд принял решение конфисковать все имущество, нажитое за 40 лет трудовой деятельности моей семьи. И прежде всего – до моей работы в органах власти. Суд не удосужился суммировать наши доходы за 1997 – 2007 годы, то есть до моего губернаторства, хотя все документы представлены, и они доказывают, что доходы семьи с лихвой покрывают расходы. Суд первой инстанции решил семью выбросить на улицу, не оставив крыши над головой, не оставив средств к существованию в виде пенсий, денежных накоплений…
Хорошо поставленную речь экс-губернатор завершил эффектно:
– Я предполагаю, что было принято политическое, прецедентное решение. Но есть и другая политика. Законы – это стены и основа государства, нарушишь их – нарушится и целостность государства. Смысл суда – ненавидеть и прекращать произвол, который угрожает основам и авторитету государства. Это тоже политика, но политика другого уровня и масштаба. Это решение, которое рождает веру в справедливость. Надеюсь на профессионализм, справедливость областного суда.
…Адвокат экс-губернатора Ольга Артюхова скромно просила отложить заседание на неделю, ее подзащитный – на 10 дней. Суд после 10-минутного совещания обозначил свой срок: до 2 сентября. При этом председательствующий Александр Карпов обратился к адвокатам с вежливой, но достаточно твердой просьбой не злоупотреблять в дальнейшем своими процессуальными правами, если будут какие-либо ходатайства, дополнения и прочее, делать это своевременно, не затягивать процесс.
Конкретная просьба адресована адвокату Ильи Хорошавина: объясниться с подзащитным, уведомить его о дате заседания, если у того нет возможности приехать, пусть напишет заявление, что согласен на рассмотрение дела без его участия. Это касается и Ирины Хорошавиной.
Ольга Артюхова заверила любопытствующих журналистов, что подробно и доходчиво изложит свою позицию на следующем заседании. Но коротко заметила-таки, что, по ее мнению, прокуратура не имела права выступать истцом по этому делу, поскольку нарушен порядок получения документов, связанный с соблюдения процедуры досудебного контроля. В соответствии с ФЗ-230 контрольным органом в данном случае выступает аппарат президента, однако, никаких проверок на этом уровне не проводилось, а документы получены из следственного комитета.
Лариса Пустовалова
Для добавления комментария нужно авторизоваться
Благодарим за регистрацию. На ваш электронный адрес отправлено письмо для подтверждения.