Строительство железной дороги до Охи – за и против

Строительство железной дороги до Охи – за и против

  • 18:23 23 апреля
Как пользователи «Одноклассников» пытаются добиться от властей обещания и почему, скорее всего, не получат.
В популярном охинском паблике в «Одноклассниках» – Независимый общественный форум, идет переписка с властями о строительстве железнодорожной ветки Ноглики – Оха. Получены уже первые ответы представителей областной власти по этому вопросу и они очень расплывчаты.

Обсуждение железнодорожного сообщения между Охой и остальными районами области последние два десятка лет велись в духе «нонеча, не то, что давеча». Где давеча – период когда Оху с Ногликами связывала узкоколейка.

3.jpg

Ее построили и содержали нефтяники. Но уже к началу 90-х годов, это стало очень затратное обременение – дорога перестала играть значительную роль в грузоперевозке. Землетрясения 1995 – 1996 годов усугубили, и без того плачевное, состояние железнодорожной ветки. Откровенно говоря, в последние годы функционирования узкоколейки, путешествие на ней было далеко не комфортным. Дорогу закрыли.

О ней вспоминали разве что из ностальгии. Но после того, как возобновились разговоры о строительстве мостового перехода через пролив Невельского, охинцы заговорили о железной дороге настойчивее.

Выступления насчет прокладки ветки до Охи, стали самыми эмоциональными во время обоих слушаний, которые проводили проектировщики по поводу строительства мостового перехода. Выступления охинцев несколько смутили докладчиков, ведь темой обсуждения было только возможное экологическое воздействие строительства перехода на заказник Тундровый. Но общественные слушания стали для охинцев возможностью высказаться.

Следующим шагом стал сбор подписей под письмом к губернатору Сахалинской области. Его составила и разместила в паблике Елена Дьячковская.

Она, от имени охинцев, просила поддержать проект строительства именно автодорожного перехода «материк-Сахалин», а если это невозможно, продлить строительство железной дороги до Охи. Сделать так, чтобы этот участок включили в задание на проектирование наземной части будущего перехода.

Кроме того, в обращении содержалась просьба, дать комментарии по поводу экономического развития Охинского округа.

Письмо подписали 73 человека.

Ответы на обращение прислали несколько чиновников, и нельзя сказать, что ответы были неожиданными. Из канцелярии правительства области написали, что обращение охинцев не соответствует закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

2.jpg

Потом письмо попало к зампреду правительства, а тот переадресовал его в региональный минтранс. Чиновники министерства транспорта написали, что при проектировании перешивки сахалинской колеи на общероссийский стандарт, рассматривали вариант продления железнодорожного полотна, но его посчитали экономически нецелесообразным. Нет упоминания ветки Ноглики – Оха и в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года.

Впрочем, инициативную группу этот ответ не устроил. Они продолжают борьбу и надеются получить ответы от самого губернатора.

Но дело в том, что строительство железных дорог – компетенция Российских железных дорог. Только РЖД строит железные дороги и делает это только в том случае, когда посчитает проект экономически выгодным. Региональные власти, при всем желании, не смогут заставить компанию начать строительство. Тем более, что в нашем случае это будет крайне затратное и заведомо убыточное мероприятие.

Мы попробовали получить комментарий от РЖД. Но нам отказали на том основании, что ответ потребует экономического обоснования, а его не делали, так как проект – очевидно нерентабельный.

Нам пришлось найти несколько экспертов, которые набросали бы примерные экономические выкладки. И первое, что нам сказали – в нынешней ситуации проект строительства перехода «материк – Сахалин», под большим вопросом. В связи с рухнувшим рублем, проект, который и так оценивали в полтриллиона, резко подскочил в цене. Плюс, экономисты обещают рецессию экономики страны, а это отодвигает амбициозные планы на неопределенный срок.

Впрочем, и без нынешнего кризиса, железнодорожная ветка до Охи, по мнению специалистов-железнодорожников – утопия.

По словам специалистов, один километр строительства железнодорожной ветки (только земляные работы и ж/д полотно) стоит (в ценах 2019 года) 30 млн рублей. Умножьте это на 200 км расстояния между Охой и Ногликами.

Прибавьте сюда расходы на связь, электрификацию и строительство минимум двух станций – они необходимы, чтобы могли разъезжаться встречные составы. И 6 млрд рублей, необходимые на прокладку ветки, вырастают в два, если не в три раза.

Найти эти деньги будет непросто (на самом деле невозможно, но смягчим формулировки). Инвестиционные программы РЖД сейчас и так сокращаются, а компания ведет строительство второй ветки Транссиба и другие стратегические проекты, которые явно не будет урезать.

Главная проблема в том, что строительство ветки не окупится. Вся Сахалинская железная дорога – убыточна. Грузы, которые компания перевозит по железной дороге, включая уголь, не покрывают ее расходов. Оха, тем более, не сможет обеспечить необходимого грузооборота.

Впрочем, охинцы говорят, что если не будет дороги, не появится и производств.

«Конкурентоспособность Охи, по сравнению с другими районами, будет на нуле. Никакое серьёзное производство, никакой средний бизнес не будет конкурентоспособен, а следовательно, всё, что тут будет, будет направлено только на внутриохинское потребление. Которое будет неуклонно сокращаться вплоть до маленького, никому не нужного посёлка. Не будет ж/д дороги к нам – и ко всему остальному будет применимо слово «никогда»! Будет ж/д – есть шанс на развитие, хотя бы на приблизительно равных условиях с другими районами, о чём мы в письме кучу доводов привели и просили отклика губернатора, а не только заместителей председателя ПСО. Ни на что не надеемся - это отговорка! Сопротивляться надо, если не плевать на свой город. Я понимаю, что многие надеются не заморачиваться, поднакопить и свалить. Но разве мало нас, кому некуда ехать? Разве мало тех, кто хочет тут жить? Если сейчас не пошевелимся, завтра у наших детей не будет надежды!» - пишет Елена Дьячковская.

В принципе, деньги на проект может выделить и областной бюджет. Но это маловероятно.

В прошлом году на Сахалин приезжали специалисты из сочинского туристического кластера «Роза Хутор». Их заинтересовал проект восстановления железнодорожного сообщения до Чертового моста (уникальная железнодорожная развязка с мостами и тоннелями, построенная еще японцами). Этот объект они посчитали очень привлекательным с точки зрение туристического потока.

1.jpg

По их мнению, «Сахалин Экспресс» (такое название получил проект) имеет шансы стать брэндовым турпродуктом по аналогии с Glacier Express в Швейцарии или Skyway на Аляске. И зарабатывать.

Но, по данным собеседников «СН», хотя Сахалинская область и задекларировала развитие туризма как одну из приоритетных задач, чиновники пока не готовы обсуждать с инвесторами, сколько область может вложить в проект и будет ли вообще это делать. А там цена вопроса куда скромнее – линия до Чертового моста всего 24 км, причем на 6 км из них сохранилось железнодорожное сообщение.

В общем, вопрос со строительство железнодорожной линии до Охи пока упирается в цифры и экономику.

Комментарии