История строительства нефтепровода Сахалин-материк

История строительства нефтепровода Сахалин-материк

  • 16:32 21 апреля
В этом году исполняется 80 лет с начала прокладки объекта.
80 лет назад, началось строительство первой очереди нефтепровода Сахалин – материк.

В апреле 1940 года Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) приняли Постановление о строительстве первой очереди нефтепровода Оха – Комсомольск-на-Амуре. О том, как шли работы на стратегическом объекте в годы Великой Отечественной войны – в воспоминаниях Виктора Ивановича Кучеры, начальника политотдела Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря.

«В декабре 1940 года Совет народных комиссаров своим постановлением обязал НКВД принять от Наркомата нефти строительство нефтепровода. Затем появился приказ НКВД, в котором прокладка нефтепровода была возложена на Нижне-Амурский ИТЛ и управление строительства.

Картина строительства на тот момент выглядела довольно мрачно. Управлению в пятидневный срок было поручено подготовить организационно-технические мероприятия с предложениями: сколько и какие подразделения передислоцировать на строительство нефтепровода, с учетом развертывания работ одновременно на материке и на острове Сахалин, и отдельно – по прокладке двух ниток через Татарский пролив.

Были определены четыре строительных отделения, ранее работавшие на других объектах, которые со своей материально-технической базой и личным составом должны были в сжатые сроки перебазироваться к месту работы.

Руководство стройки тревожило положение с людьми. Особенно не хватало квалифицированных рабочих. Основная рабочая сила на строительстве нефтепровода состояла из числа заключенных-строителей. В Комсомольске-на-Амуре были организованы курсы по переподготовке электросварщиков, слесарей-монтажников и изолировщиков. Курсанты, сдав экзамены, приходили в подразделения подготовленными специалистами.

Большое значение придавалось снабжению. Труб, сварочных аппаратов, электродов для сварки, подводного кабеля, битума, задвижек, муфт и многого другого не хватало. Некоторые материалы были отгружены, но задержались в пути. Не хватало продовольствия, спецодежды, инструмента.

Прежде, чем сваривать трубы, их развозили по трассе. Трудности, в особенности у водителей трубовозов, создавались из-за плохого качества лежневых дорог. Строителями были разработаны карьеры, откуда самосвалами отгружался дорожный материал для покрытия дорог. На берегу мыса Погиби организовали доставку прибывших на американских пароходах импортных труб и выгруженных на дно мелководья у берегов. Подъем двенадцатиметровых труб со дна пролива осуществлялся четырьмя тракторами и 60 рабочими.

Сложно было работать и на болотах. По ним прокладывали лежневую дорогу, бригады землекопов рыли траншеи, били шпунт, ковшами вычерпывали жижу. Трудно приходилось рабочим. Самое тяжелое испытание для людей и животных — мошка, спастись от нее невозможно. Она залезала под накомарники, в одежду, в обувь. В зимних условиях не меньше трудностей вызывали пурга и лютые морозы.

И вот, по трассе замелькали огоньки горелок — сваривали плети труб по 200 – 300 метров. Бригада опрессовщиков ставила задвижки на концах труб-плетей и производила их испытание. Мастера по сварке осматривали стыки и ставили оценки по присвоенным сварщикам именным клеймам.

Война, начавшаяся 22 июня 1941 года, принесла новые трудности. Трудоемкие земляные работы ведутся, а рабочих рук не хватает, надежды на пополнение нет. Некоторые механизмы и материалы отгружались южными заводами в первые дни войны и пропали в пути. Теперь эти заводы готовились к эвакуации и будут выпускать уже другую продукцию — для фронта. Политотдел довел до каждого рабочего, ИТР и служащего приказ начальника управления о значимости строительства и сроках его окончания, развернул массовое социалистическое соревнование между отделениями, участками, бригадами и отдельными участниками строительства, особенно среди сварщиков и водителей транспорта, организовал передвижную наглядную агитацию по всему фронту строительства.

Требовалось дополнительно три тысячи рабочих, так как ожидаемые землеройные механизмы в связи с войной на стройку не поступили.

Мною был предложен план переброски людей по льду Амура. С трудом я получил у краевых властей добро, но с предупреждением о моей персональной ответственности. В конце декабря 1941 года группами по 100 человек началась передислокация по замерзшему Амуру по маршруту Комсомольск-на-Амуре – село Софийское и дальше по трассе материка к острову Сахалин. В отделения добавлялось по 750 человек. Переброска людей прошла за два месяца.

Самая сложная задача, стоявшая перед строителями, — прокладка нефтепровода через Татарский пролив. Группа инженеров развернула работы на берегах по сварке плетей труб, на которые были поставлены высококвалифицированные сварщики, среди них — комсомолец Шафы Гука Мухомедьяров, Василий Руфович Тонконогов, Алек¬сандр Александрович Замятин, Василий Петрович Дьяков, Петр Тимофеевич Лунин, Григорий Васильевич Макуха и другие. Сваренные стыки, после опрессовки были приняты с оценкой «отлично».

В январе 1942 года бригады рабочих искусственно создали прочность льда на проливе, где должен был до спускания в воду лежать трубопровод, доведя его толщину до 1,65 метра. Прорубили промоину (траншею) шириной 1,2 метра, через которую должны опускать сваренную восьмикилометровую плеть на дно пролива. Сам процесс пробивки траншеи во льду и постоянное сохранение ее ширины потребовал около 300 человек. Работали круглосуточно, бригады менялись через каждые 4 часа. Пурга и мороз создавали тяжелые условия для работающих. Для отдыха, обогрева и приема пищи, на льду были сооружены легкие временные помещения. Тракторы на специальных санях, чтобы не повредить изоляцию, с берегов Погиби и Лазарева перевезли сваренные плети, по 200 метров каждая.

Водолазы укладывали трубопровод по мере его спуска в подводную траншею. Мощными гидромоторами они размывали наносы песка, на отдельных участках опускали трубы в ложе и закрепляли их специальными якорями. Накопленный опыт позволил, не снижая ритма и темпов работ, уложить вторую (резервную) нитку значительно быстрее, чем первую.

20 сентября 1942 года, в штаб управления поступил рапорт об окончании строительства нефтепровода Оха – село Софийское и готовности к перекачке нефти по нефтепроводу. Начальник управления Г. М. Ориентлихерман дал команду пустить нефть.

На промыслах у емкостей состоялся митинг строителей и нефтяников. Его открыл первый секретарь Охинского горкома партии И. И. Грачев. Нефтепровод дал возможность круглосуточно добывать нефть из скважин и перекачивать ее по построенному в небывалый срок такому замечательному сооружению.

...30 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за подписью М. И. Калинина были награждены: орденом Ленина — Ш. Г. Мухомедьяров, Г. Д. Чхеидзе; орденом Трудового Красного Знамени — Г. Н. Бондаренко, Л. С. Буянов, П. В. Доманов, А. Г. Карапетян, В. И. Кучера, В. М. Карпов, А. И. Махов, Г. М. Ориентлихерман, В. Р. Тонконогов, Г. И. Шаталин, Г. И. Шенявский; орденом «Знак Почета» —А. Н. Андреев, Ф. Ф. Акимов, Г. А. Бадюл, К. К. Белов, Н. М. Белов, В. И. Бурдаев, В. Д. Галанцев, И. И, Грачев. В. М. Горский, А. А. Замятин, К. О. Зименко, Р. П. Кривцов, А. П. Кротко, А. С. Лебедев, Н. А. Моисеенко, И. Д. Рябов, А. С. Тумаркин, А. А. Чехонин, А. А. Шельман; медалью «За трудовую доблесть» награждено 37 человек, медалью «За трудовое отличие» – 35 человек. Из состава награжденных – более 59 процентов - рабочие».

Комментарии