Правительство Сахалинской области обещает отреставрировать маяки

Правительство Сахалинской области обещает отреставрировать маяки

  • 11:47 20 января
О строениях на полуострове Шмидта речь пока не идет.
Правительство Сахалинской области впервые добилось права ремонтировать маяки. Ранее спасать даже погибающие памятники регион не мог, так как маяки – собственность министерства обороны.

«Удалось принципиально решить вопрос об островных маяках на мысах Жонкиер и Анива. Объекты капитально отремонтируют. Будет подписано соглашение, благодаря которому установят режим доступа туристов на маяки. С этим вопросом к губернатору неоднократно обращались сахалинцы и путешественники из других регионов и стран», — сообщают в правительстве области.

Оформление документов планируют закончить уже в ближайшие месяцы.

К сожалению, в соглашении нет речи о двух охинских маяках, установленных на мысах Марии и Елизаветы на полуострове Шмидта.

На мысе Марии первоначально была установлена деревянная четырехгранная ажурная башня, которая в 1935 году была заменена на капитальное строение. Новый маяк представлял собой 18-метровую восьмигранную каменную башню, стоящую на квадратном основании. Рядом со зданием маяка был установлен колокол, который в тумане производил 3 двухударных звона в минуту.

В 90-х годах, из-за износа и аварийного состояния жилого дома и хозяйственных построек было принято решение о снятии с маяка обслуживающего персонала и переводе маяка Марии в автоматический режим работы. Для этого в 1998 году на маяк был доставлен и установлен силами района гидрографической службы радиоизотопный электрогенератор марки ИЭУ-1. С 2000 года маяк работает в автоматическом режиме.

Маячный колокол перевезли в охинский музей.

Маяк на мысе Елизаветы стали строить в 1932 году. Его необходимость обусловило развитие нефтепромыслов.
Рядом с маяком построили двухквартирный дом, баню и собачник для содержания 10 ездовых собак.

Оба маяка полуострова Шмидта практически недосягаемы для туристов. Хотя раньше от маяка Елизаветы до ближайшего населенного пункта – поселка Ныврово было всего в 18 км, а до Колендо в 69 км по прямой. Сейчас оба поселка полностью расселены, жителей там нет, нет и дорог. Сложный ландшафт – гористая местность вперемешку с марями делают маяк недоступным даже для высокопроходимой техники.

Похожая ситуация и с маяком на мысе Мария. От него до Москальво 80 км, но бездорожье делает маяк бесперспективным, как туристический объект.

«Сахалинскому нефтянику» не удалось найти официальные данные по поводу текущего состояния зданий. Понятно, что маяки нуждаются в ремонте, но насколько серьезном, не известно.

Краевед Александр Геллер бывал на маяке на мысе Елизавета в 1964 году, когда работал в составе геологической экспедиции. Он уверен, что маяки нужно ремонтировать, даже несмотря на то, что поток туристов к ним если и будет, то небольшой.

«Добраться туда можно только на вертолетах и доступно это только очень обеспеченным людям. Рассчитывать, что маяки станут популярным туристическим местом, нельзя. Но спасать здания нужно не потому, что они могут приносить доход, а потому, что это наша история, наше наследие, это памятники архитектуры прошлого века», – уверен краевед.

Впрочем, как показывает опыт, добиться сотрудничества с министерством обороны по поводу ремонтов маяков очень сложно. Прежде, чем ведомство разрешило области вкладывать деньги в сохранение маяка на мысе Анива, который является настоящим туристическим брендом области, прошли несколько лет переписок, обращений от разных ведомств и организаций.


Комментарии