Дизайнер Екатерина Дуленко: «Оха застряла в прошлом, но это не вина охинцев»

Охинка – о миссии графического дизайна и о том, зачем воспитывать тягу к красоте.
Охинка Екатерина Дуленко два года преподавала английский язык в школе, а сейчас в декрете воспитывает дочек-двойняшек. Пока дети не пошли в сад, свободное время у Екатерины выдавалось, только когда дети спали: час днем и, конечно, ночью. Это время Екатерина посвящала изучению новой для себя сферы – графического дизайна.
– Учитель – это тоже творческая профессия, но в современной реальности выйти за школьные рамки, чтобы воплотить какие-то свои идеи, очень сложно. И во время декрета я захотела научиться рисовать. Попробовала освоить профессию иллюстратора, но поняла, что это не мое. Чтобы успешно развиваться в этой сфере, нужно окончить художественную школу, а для взрослого человека здесь нет такой возможности. Именно тогда я и наткнулась на обучение на графического дизайнера и подумала, а почему бы не попробовать? – рассказывает Екатерина.
Екатерина, конечно, имела общие представления, какой продукт выходит из рук дизайнеров, но не знала ничего о том, как это делается. Поэтому купила себе годовой курс онлайн. Муж Екатерину всецело поддержал, сказал: раз хочешь, давай пробовать.
Сейчас она уже завершает обучение и параллельно берет заказы.
– Заказов пока мало, и на это есть несколько причин. Та, что зависит от меня, – я не умею продавать свои услуги. Если ты что-то хорошо делаешь, не значит, что ты можешь это продать. Осознание этого сподвигло сделать следующий шаг – я пошла на курсы продаж. Сейчас у меня есть собственный наставник, который помогает с продвижением страницы в соцсетях. Я разбираюсь в вопросах, кто мой идеальный клиент и чего я хочу добиться, – объясняет Екатерина.
Для Екатерины профессия графического дизайнера – это нечто большее, чем просто работа с брендами больших городов. Такой работой можно заниматься через Интернет и не смотреть на то, что тебя окружает.
– У меня цель другая. Я хотела начать с нашего маленького городка. В Охе у дизайнера есть проблема – людям его работа не нужна. С одной стороны, здесь все друг друга знают, и, если появляется что-то новое, срабатывает сарафанное радио.
Старое же не меняется десятилетиями, и люди к этому давно привыкли. Их взгляд «замылился», они ходят мимо облезлых вывесок каждый день и не замечают этого. Нет вкуса, потребности, тяги к красоте, стилю. Оха застряла в прошлом, люди не следят за трендами. Но это не вина охинцев. Я считаю, дело в том, что у нас нет или недостаточно просвещения в этой сфере.
Моя цель как дизайнера показывать людям, что есть и другое, что бывает разное, что красота и стиль даже в мелочах меняют мир к лучшему. Но здесь должны присутствовать и более глубокие взаимосвязи, – делится Екатерина.
И приводит пример. Допустим, магазин делает ребрендинг и меняет свою вывеску из 90-х на что-то привлекательное, современное. Однако если человек заинтересуется и зайдет, а внутри его встретит все тот же сервис из 90-х или некачественная продукция, то дизайн вывески сам по себе не сработает. Содержание должно соответствовать форме. А для этого надо менять формат мышления и продавцов, и покупателей.
Пока что с пониманием, что красиво, а что нет, у охинцев тяжело.
– Нередко диалог с заказчиком сводится к тому, что я не придумываю дизайн, а следую за желаниями клиентов, то есть, по сути, они делают логотип моими руками. В итоге получается не то, к чему бы мне хотелось иметь отношение. Предлагаю вариант посовременнее, но заказчик отвергает и выбирает то, что ему диктует привычка, косность мышления.
Хороший дизайнер должен уметь людей переубеждать, раздвигать привычные рамки. Но не всегда это удается. В своем блоге я акцентирую внимание аудитории на нюансах того, что нас окружает. Вплоть до того, что фотографирую и выкладываю упаковку товаров в магазине, объясняя, как это работает, почему именно этот визуальный ряд цепляет внимание, – говорит Екатерина.
Екатерина хочет провести социальный эксперимент: собрать людей разных возрастов, рассказать, что такое дизайн, показать, в чем проблема Охи и чем дизайнеры могут помочь этому миру стать красивее. И попробовать найти дизайн, который будет устраивать и молодежь, и людей постарше. Понять, существует ли вообще такой вариант.
– Например, создать такую визитку, которая понравится и тем, и тем. Молодежь, как правило, предпочитает что-то необычное или минимализм, а старшее поколение – рюшечки-цветочки и шрифт покрупнее. Вот удастся ли найти золотую середину? – думает Екатерина.
Еще одна проблема для развития дизайна в Охе – нет собственной типографии. Поэтому, когда люди хотят заказать печатную продукцию, нет возможности изготовить ее здесь и сейчас.
– Я ходила в фотоателье, спрашивала, можно ли наладить хотя бы печать визиток, и мне все говорят, что это невыгодно, дорого из-за того, что маленький спрос.
Но у меня в голове глобальные планы: заключить большие контракты, типографию открыть. Мне многие говорят, что в наших условиях в этом нет смысла, но я еще анализирую. Мне кажется, многое зависит от сервиса. Если человек увидит, что я заинтересована в его заказе, готова помочь в воплощении его идей, он захочет остаться в этом месте, путь даже здесь будет дороже, чем на материке, – считает Екатерина.
Сама Екатерина старается развивать вкус и отслеживать все новое, что появляется в Охе. Из последнего ее порадовала студия «Вайн Гог», где можно на один вечер погрузиться в мир эстетики и нарисовать свою картину. Чем больше будет таких возможностей у охинцев, тем шире они будут смотреть на мир.
– С сентября мне пора выходить на работу, и к этому моменту я хочу определиться, продолжать ли мне карьеру учителя либо дизайнера. Преподавала я с удовольствием, любила детей, и они меня любили. Но совмещать две эти профессии невозможно. Учитель работает не только в школе, но много готовится и дома. Школа на дизайне поставит крест.
Чтобы быть хорошим дизайнером, надо следить за тенденциями, жить в современном ритме. Поэтому с помощью курсов по продажам я решила ускориться и понять, стоит ли мне полагаться на эту сферу, смогу ли я в ней достаточно зарабатывать. Я не могу позволить себе дизайн только как хобби.
Муж, родственники и друзья меня поддерживают, я никогда не слышала с их стороны осуждения, надеюсь, что и не услышу. Хочу доказать себе и всем близким, что на моем хобби можно зарабатывать. И если у меня все получится, то как же я буду себе благодарна, что не сдалась там, где надо было поднажать, – говорит Екатерина.
Даже с поддержкой семьи успевать учиться, работать и заниматься карапузами-двойняшками очень и очень сложно.
– Приходится жертвовать вымытыми полами, посудой и борщом – это уходит на второй план. У меня так: если окунаться в домашние дела, то с головой, если нет, то сидеть за компом и работать.
Своих детей стараюсь воспитывать в творческой атмосфере. Красоту гармонии они постигают рядом со мной. Два-три раза в неделю рисуем с ними красками на белом листе, и я не даю им готовое задание – именно в этот момент включается фантазия. Есть у дочек и раскраски, но белый лист в приоритете.
Я не поощряю, но и не запрещаю, например, рисовать на стенах. Для детей это один из способов познания мира. Они, конечно, понимают, что на листочке нужно рисовать, но, если очень хочется на стене, мама не кричит.
Бывает, что отдельного времени на занятия с детьми не хватает, тогда я вовлекаю их непосредственно в свою деятельность. Например, мне надо набросать ассоциативный ряд для логотипа литературного клуба. Я рисую книжку, чашку кофе, карандаш и комментирую. А они наблюдают.
Или работаю над шрифтовым логотипом. Пишу буквы, девочки вовлекаются. Они для своего возраста хорошо развитые дети, мы растим их без гаджетов, телефонов, телевизоров, я с ними регулярно что-то делаю вместе, – рассказывает Екатерина.
Екатерину вдохновляет, что профессия дизайнера – это тоже помощь людям: «Эту работу недооценивают, но ведь во многом именно дизайнеры создают все то, что нас окружает».

Во время драки также задели девочку-подростка.

Исполнитель Данила Редников и режиссер Андрей Жидович рассказали о «творческой кухне».

Семь участниц проходили испытания в детском саду № 2 «Солнышко».
