Объединение родового и гинекологического отделений повысит уровень медпомощи в Охе – ЦРБ

Администрация больницы встретилась с общественностью по поводу закрытия роддома.
Охинцев продолжают волновать вопросы, связанные с закрытием роддома и переносом родильного отделения в здание ЦРБ. Такое решение принято потому, что в роддоме нет возможности проводить операции и пациентов приходится везти на скорой в ЦРБ. В результате объединения родильного отделения с гинекологическим качество медицинского обслуживания не пострадает, а, напротив, повысится, отмечают в ЦРБ.
По инициативе Общественного совета была организована встреча с мэром Евгением Михликом, главврачом ЦРБ Татьяной Супруновой, заведующей женской консультацией Ольгой Красулиной, где эти вопросы подробно разобрали.
Собрание открыл глава муниципалитета:
– Тема острая, поэтому требует неоднократного обсуждения на разных уровнях власти и общественности. Впоследствии мы проведем экскурсию в новое отделение, чтобы представить помещение, условия, оборудование и персонал.
Мэр передал слово главврачу Татьяне Супруновой. Татьяна Евгеньевна обрисовала ситуацию, сложившуюся на текущий момент в Охе:
– На сегодняшний день у нас имеются риски не вовремя оказать медицинскую помощь женщинам, которые вступили в роды, но по каким-то причинам остро нуждаются в оперативном родоразрешении в условиях операционного блока. Мы решили такую помощь приблизить, перенеся имеющиеся 10 родильных коек в основное здание лечебного корпуса с сохранением того же количества коек и медицинского персонала. А также буфетчиков, уборщиков, кастелянш – все это остается на прежнем уровне.
В гинекологическом отделении у нас 12 коек, из них одна койка дневного стационара. Половина площадей пустует. Мы приняли такое решение: попробовать объединить и сделать акушерско-гинекологическое отделение с родильным залом. Тогда у нас будут 22 койки, 12 из которых – гинекологического профиля, пять коек – для патологии беременных и пять – для рожениц.
На сегодняшний день мы находимся на стадии получения экспертного заключения. На подготовку всех документов есть определенные сроки, которые нами выдерживаются и исполняются.
Евгений Михлик уточнил:
– Правильно я понял, что принципиально в обслуживании и медицинской помощи ничего не изменится? Тот же персонал и количество коек просто переедут в другое место, никаких ограничений по медицинской помощи, которая оказывается сейчас, в новом месте не будет?
Татьяна Супрунова ответила:
– Станет только лучше, качественнее и доступнее, потому что мы приблизим реанимационную и оперативную помощь. На сегодняшний день, к сожалению, женщины, которые нуждаются в экстренном кесаревом сечении, то есть в оперативном родоразрешении, у нас транспортируются по улице из одного здания в другое бригадой скорой медицинской помощи. Это неудобно женщине, а главное, вносит свои риски на этапе транспортировки, пусть она и короткая.
Заведующая женской консультацией Ольга Красулина добавила:
– Новорожденный после кесарева сечения в операционной палате находится меньше часа. Потом его приходится транспортировать обратно в другое здание по морозу, по метели, в машине скорой помощи, в нестерильных условиях.
Слово взял Дмитрий Сагунов:
– Вы видите сложность в перемещении пациентов из родильного дома до ЦРБ, но зато не видите проблемы транспортировки женщин из Охи в Южно-Сахалинск. В Общественный совет поступает множество обращений как раз по поводу транспортировки беременных женщин в перинатальный центр Южно-Сахалинска и обратно.
Заведующая женской консультацией Ольга Красулина ответила:
– В вопросе маршрутизации женщин в плановом порядке женская консультация руководствуется двумя основными нормативными документами. Это федеральный приказ № 1130н, который регламентирует порядок оказания медпомощи по профилю акушерства и гинекологии, и распоряжение Минздрава на основании этого федерального приказа. От объединения родильного отделения с гинекологическим в нашей работе ничего не меняется.
Мы работаем по нормативным документам и никого не принуждаем ехать в перинатальный центр.
Наше дело – информировать пациентку, что в ее конкретной ситуации возможны риски, например, ребенок будет нуждаться в круглосуточном внимании в первые дни жизни или сама мать имеет предрасположенность к развитию опасных состояний во время родов или после них. Например, есть вероятность слабости родовой деятельности, и может потребоваться родоусиление, и так далее.
У каждой женщины, встающей на учет по беременности, мы собираем анамнез: социально-биологические факторы риска, акушерско-гинекологические, экстрагенитальные заболевания (например, бронхиальная астма), и потом уже в течение беременности учитываем те осложнения, которые присоединяются.
Например, если на учет встает юная первобеременная, которая не достигла возраста 18 лет, мы ее априори отправляем в Южно-Сахалинск, поскольку так прописано в распоряжении.
– Бывает, что туда отправляют женщин, которым это было не нужно. Они сами об этом говорят. Благополучно рожают, и перед ними встает проблема, как добраться с ребенком домой, – говорит Дмитрий Сагунов.
– Это субъективная оценка, мнение человека, который не имеет медицинского образования. Мы не имеем права в плановом порядке разрешать у себя женщину, например, с рубцом на матке. Только если она уже находится в активной фазе родов и обратится к нам, мы ее госпитализируем. Без активной родовой деятельности не можем, даже если понимаем, что она уже на 41-й неделе и перенашивает. Чем рискует такая женщина? Разрывом матки. По журналу среди тех, кто был из Охи отправлен в перинатальный центр, 5-6 разрешились с несостоятельным рубцом матки, и это выяснилось уже в ходе операции. В Охе это могло закончиться летальным исходом, – прокомментировала заведующая женской консультацией Ольга Красулина.
Татьяна Супрунова объяснила:
– Согласно нормативно-правовым актам, распоряжению министерства здравоохранения Сахалинской области, в родильном отделении у нас первый уровень оказания акушерской помощи. Если мы возьмем гинекологическую помощь, то здесь у нас второй уровень оказания медпомощи. Объединив родильное отделение с гинекологическим, мы повысим уровень. В родильном отделении нет запасов крови, плазмы, аппарата искусственной вентиляции легких, а здесь все это есть.
– А без объединения мы можем первый уровень изменить на более высокий? – задал вопрос Никита Бибик.
– Нет, второй уровень – это областная клиническая больница. На первом уровне не предусмотрен круглосуточный пост врача акушера-гинеколога, анестезиолога-реаниматолога и неонатолога. На втором это предусмотрено, а также есть детская медсестра, которая осуществляет уход за новорожденными.
А третий уровень – перинатального центра – оснащен еще лучше, потому что там рожают женщины группы высокого перинатального риска, где ожидается рождение ребенка, который потребует круглосуточного внимания. Соответственно, эти центры и оснащаются по последнему слову медтехники. Экономически нерентабельно так оснащать охинский роддом. Потому что 100 родов в год – это мало.
– Десять койко-мест в родильном доме для населения Охи – этого достаточно? – спросили из зала.
– Достаточно, и даже с превышением. По статистике работа койки, то есть ее загруженность, за последние пять лет падает, из 10 коек пять простаивают. За весь год ни разу их не занимали.
На учет по беременности в этом году мы взяли 166 женщин, из них сейчас на учете состоит 72. Из них 35 уже показано родоразрешение в перинатальном центре. За 11 месяцев этого года 93 женщины родили в городе Охе, 71 женщина родила в перинатальном центре. Из 93 родов в Охе шесть были преждевременными, с риском для новорожденных. Из 93 родов 23 были проведены путем кесарева сечения, то есть пациентки транспортировались из отдельно стоящего роддома в операционную. В перинатальном центре из 71 случая было пять преждевременных. Всего за год родили 164 охинки. Количество родов уменьшается в принципе, – говорит Татьяна Супрунова.
– Сейчас в детородный возраст вступило поколение не самое здоровое. Девушка встает на учет по беременности в 18 лет, уже имея минимум два хронических заболевания. Любая экстрагенитальная патология оказывает влияние на течение беременности и на родовой акт в том числе, соответственно, и на здоровье плода. Все рекомендации написаны академиками и профессорами, которые пришли к этим заключениям на основе мирового опыта, с позиции доказательной медицины. В нескольких странах независимо проводили одно и то же исследование и пришли к одинаковым выводам, – объясняет Ольга Красулина.
– Вы все делаете по документам, а страдают-то люди, вот в чем вопрос. Мы сейчас говорим о ситуации, когда женщина по направлению из Охи приезжает в перинатальный центр, а ее там встречают словами: «Что ты сюда приехала? У тебя все нормально», – говорит Дмитрий Сагунов.
– Всегда есть работники, которые нарушают этику и деонтологию. Поэтому врач, который, возможно, с ваших слов, так сказал, нарушил этику и высказал свое субъективное мнение, чего категорически делать не должен был, – отвечает Татьяна Супрунова.
– Ни одна женщина без показаний в перинатальный центр не уезжает только потому, что так захотел врач в Охе. Прежде чем дать направление в Южно-Сахалинск, каждый случай мы согласуем с перинатальным центром по телемедицине, то есть отсылаем выписку, и врач, курирующий область, по каждой пациентке пишет заключение: показана госпитализация в такие-то сроки. Хорошо, когда, несмотря на риски, роды протекают нормально. Кроме того, каждая женщина имеет право написать отказ от направления в перинатальный центр, – добавляет Ольга Красулина.
– Если мы возьмем статистику 40-50-60-х годов, материнская смертность не была чем-то редким. Сейчас, благодаря развитию перинатальных центров, материнская смертность – крайне редко встречающиеся случаи. И за это акушеры-гинекологи борются с советских времен, еще с 30-х годов, когда была озвучена данная проблематика, о том, что женщины не должны погибать в родах и послеродовом периоде. И на сегодняшний день перинатальные центры созданы именно для профилактики рисков, – объясняет Татьяна Супрунова.
– Но при этом не учитывается наша удаленность! – возмутились из зала.
– Я понял, что мы хотим на территории нашего округа иметь перинатальный центр. Раньше, когда не было современных технологий, роды и в районной, и в областной больницах принимали одинаковыми способами. Давайте не будем вспоминать ситуацию еще и 200-летней давности. Сейчас строительство современных перинатальных центров направлено на централизацию высокотехнологического оборудования и специалистов в одном месте, для того чтобы оказывать необходимую помощь. Невозможно построить по перинатальному центру в каждом районе, это же очевидно. Давайте адекватно подходить к оценке ситуации. У нас 20 000 населения. Мы хотим и университет, и домостроительный комбинат на своей территории. Это крайности, – прокомментировал Евгений Михлик.
Никита Бибик призвал перейти к конкретным предложениям:
– Нашу удаленность надо учитывать на федеральном уровне. За этим столом подобный вопрос никоим образом не может быть решен. Давайте обсуждать и решать то, что в наших силах.
Маршрутизация пациентов определенной категории в перинатальный центр – это факт, от которого мы никуда не денемся. Категорийность Охинской ЦРБ в плане родовспоможения не позволяет осуществлять официально ту или иную помощь определенным категориям женщин.
Раз так, давайте совместно выработаем меры, которые позволят сделать транспортировку женщин более удобной и безопасной. Эту работу мы уже начали с Татьяной Евгеньевной. Надо продумать доставку из Охи до аэропорта и так же в Южно-Сахалинске. Давайте выйдем с инициативой в социальные службы или министерство здравоохранения областного центра.
Добьемся выписки из перинатального центра под расписание рейсов или обеспечим комфортные условия пребывания в ожидании самолета. Коль уж мы попали в такую ситуацию, нужно сделать ее максимально комфортной.
Из зала прозвучал вопрос:
– Почему охинок отправляют на дородовую госпитализацию в санаторий «Синегорье»? Час ехать!
– Отправляем только по желанию пациентки. У женщин есть право выбора. Если они не хотят тратиться на самостоятельную организацию проживания, могут воспользоваться этой возможностью.

А еще он с нетерпением ждет рыбалки в родных местах.

Это связано со строительством жилого дома.

Предлагаем вашему вниманию список адресов и график отключений.
