В областном центре в литературно-художественном музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» прошел вечер памяти фотохудожника Владислава Павловича Титова.
«Палыч», «Тит» – так звали мэтра фотожурналистики его друзья, а их было много. В зале музея – аншлаг. Волнительно звучали воспоминания журналистов, с которыми Палыча сводили пути-дороги. Почти 40 лет «рука об руку» с фототехникой. Более миллиона (!) снимков. Без преувеличения – исторических. Его работы публиковали российские центральные, зарубежные издания. Мир его глазами увидел наши острова. 21 сентября 2017 года он ушел, оставив богатое наследие.
Итак, журналисты – о фотомастере.
Сергей Агличеев познакомился с Титовым в редакции газеты «Молодая гвардия» в 1982 году. И с тех пор постоянно «отслеживал» творчество коллеги. Разножанровое, разнотемное. В снимках Тита отражалась наша жизнь. Горнолыжники (к слову, Владислав и сам любил этот вид спорта), спасение рыбаков (почти 80 тысяч человек) с оторвавшегося припая (рыбак он тоже был еще тот!) Трагедия Нефтегорска. Агличееву более всего запомнилась фотография отца, державшего на руках погибшего ребенка. Оленеводы в тундре. Разрушительные последствия тайфуна «Филлис». Фоторепортажи с места событий. Портреты современников, которые читатели вырезали из газет на память.
Одно из напутствий Титова начинающим фотокоррам: категорически нельзя делать снимки людей, находящихся в беспомощном состоянии.
Фотоработы Владислава Титова, вспоминает Владимир Арнаутов, публиковались на страницах газеты «Известия». И далее – в зарубежье. Он был не жадный, щедро делился информацией со всеми. «Бери, сколько хочешь», – раскидывал россыпь своих фотографий, не ставя никаких денежных условий. Забавные, говорил Арнаутов, бывали моменты. Едва входили в моду конкурсы красоты. У островной претендентки не было средств на покупку достойного наряда. После фоторепортажа Титова на эту тему, японцы прислали аж четыре дорогостоящих кимоно для конкурсантки…
Азарт фотохудожника побеждал в нем даже охотничий азарт. Увидел в небе косяк журавлей – прощай, ружье, даешь фотоаппарат!
Универсалом назвал Палыча Сергей Тараканов. С островной «Молодежкой», как и с «Советским Сахалином», Титов был в плотном творческом контакте.
Евгений Беловицкий в свое время работал вместе с Титом в ТАСС. От Владислава, говорит он, шла огромная положительная энергетика. Ему доверяли, он умел радоваться чужим успехам. В его объектив попадали исторические личности – первый президент России Борис Ельцин, посетивший Курилы. Эти фотографии обошли все мировые информагентства. Удивительное было время на сломе эпох…
Блестящим фоторепортером и фотохудожником назвал Палыча Владимир Бубнов. Он был наравне и с секретарем обкома КПСС, и с оленеводом-пастухом. Очень любил север Сахалина, обычаи малочисленных народов. Не случайно его фотоальбом так и назван – «Сахалин. Обитаемый остров».
Невозможно было представить традиционные праздники народов Севера без его участия. По словам Владимира Семенчика, Владислав Титов каждого своего собеседника оценивал «с прищуром», как потенциального объекта съемки.
– Брал своей простотой, – коротко заметил Валерий Карнаухов. – За что ни возьмется, все ладилось. Талантливый человек талантлив во всем. Он был настоящим сахалинцем, влюбленным в свой край.
Добавлю, что пришедшим на вечер памяти Владислава Титова был сделан бесценный подарок – взять себе на память полюбившиеся фотоснимки. И я не устояла. Одинокая лодка у морского берега на фоне радуги. Красиво. И как повод для размышлений…
Лариса Пустовалова
Для добавления комментария нужно авторизоваться
Благодарим за регистрацию. На ваш электронный адрес отправлено письмо для подтверждения.