Работа с детьми и растениями – самая благодатная

Работа с детьми и растениями – самая благодатная

  • 23:28 26 октября
Бывает и такое: случилась неожиданная радость. Сколько живу в Южно-Сахалинске, и предположить не могла, что на городской окраине «спряталась» удивительная усадьба с прекрасным, профессионально сотворенным ландшафтом и не менее удивительным человеком, с любовью и азартом делающим всю эту красоту!

Бывает и такое: случилась неожиданная радость. Сколько живу в Южно-Сахалинске, и предположить не могла, что на городской окраине «спряталась» удивительная усадьба с прекрасным, профессионально сотворенным ландшафтом и не менее удивительным человеком, с любовью и азартом делающим всю эту красоту!

Виталий Тесленко, кандидат сельскохозяйственных наук охотно принял группу педагогов – участников семинара-практикума «Организация благоустройства пришкольной территории. Ландшафтный дизайн» – в своем ООО «Ландшафтный дизайн». Это ежегодное мероприятие  проводит областной центр внешкольной воспитательной работы. В программе, естественно, лекции (дендропластика, приемы формовки и прививания растений), мастер-классы, презентации пришкольных участков.

Но, как говорится, теория теорией, но лучше один раз увидеть…

Виталий Витальевич предоставил нам эту возможность. Экскурсовод он классный, о своих «подопечных» – растениях  может рассказывать много и поэтично. Встретив нас у ворот, предупредил: входная зона пока на стадии реконструкции, здесь со временем будет разбит японский сад. Заготовлены камни, намечены посадки айвы японской, выстриженной на различных уровнях.

– Чтобы веселее было, мы посадили три древовидных пиона, – говорит хозяин. – Цветут они прекрасными большими бутонами. А вот тут, к беседке, пройдет тропинка, выложенная камнями. Все, как на рисунке.

Именно с рисунка, подчеркивает Тесленко, и начинается работа.  Желательно разделить территорию на функциональные зоны, так интереснее. А зона сада (об этом он говорил и на лекциях для участников семинара) не должна просматриваться одним взглядом, нужно сохранять интригу…

Есть у него и зона отдыха с барбекю, и декоративная зона, где до 70 процентов почвопокровников многолетников, и лишь малая часть газонов.

– Какие почвопокровники вы здесь видите? Отвечайте! – обращается Тесленко к «экскурсантам», дабы закрепить преподанную им теорию.

– Очетки, живучки, гвоздика травянка, – словно ученица-отличница сыплет названиями преподаватель русского языка и литературы Покровской средней школы Галина Чуева.

На семинаре она не впервые, активна и любознательна. Возглавляет в своем селе школьное лесничество. Ботаника – это хобби, которое имеет конкретный результат. На пришкольном участке разбиты альпинарий, дендрарий, в котором сирень, липы, каштаны, монгольский дуб, аллеи яблонь и слив, а традиция высаживать деревья «на природе» в школе существует уже 40 лет! Кардинально решена и проблема на личном участке – картофельные посадки ушли в прошлое, сейчас здесь розарий (около сотни кустов).

Но это я забежала вперед, поскольку разговор с Галиной Геннадьевной состоялся несколько позже, а пока мы следовали по чарующей территории «Ландшафтного центра».

– Теперь о кустарниках, – наставлял нас хозяин центра. – Садить близко высокие кусты не стоит, они закрывают общий вид. Посмотрите, как хорош возле камня барбарис, все продуманно. А вот ель сербская, узко коническая. Тис, одна из оригинальных и редко встречающихся хвойных пород наших лесов, очень хорош для стрижки, это медленно растущий хвойник, хорошо сохраняющий форму «прически».

Изумительно выглядит сосна горная с извивами ствола, эту прелесть, считает Тесленко, нужно подчеркнуть, убрав лишние ветви.

Хотите задекорировать забор?  Жимолость каприфоль вам в помощь. Лично видела: листва от девичьего винограда уже осыпалась, а жимолость зелена. И темпы роста хороши. Хоть забор, хоть арка – экспериментируйте!

Пока мы путешествовали по функциональным зонам усадьбы, меня не покидало ощущение, что я нахожусь в полноценном ботаническом саду. Ива серебристая – красавица, их сейчас активно высаживают в Москве и Санкт-Петербурге. Ива плакучая у небольшого озерка.

– Через пару лет приедете, увидите здесь карпов, – завлекает хозяин.

Ой, очень хочется приехать!

В производственной зоне тоже есть чем полюбоваться.  Высится ель европейская, третий год подряд выстригаются ее боковые части, она становится такой наполненной. Ива матсудана в хороших руках тоже «играет» – и ствол, и веточки, и листочки, нужно только подчеркнуть эти достоинства.

В талантливых руках играет даже …борщевик!  Не раскрывая полностью ноу-хау, скажу: снежинки из него ни с чем не сравнимы. Ими можно украшать новогоднюю елку, внизу – крупные, выше – помельче.

Потренировались участник семинара и на практике. Трем «бригадам» было предложено с секаторами в руках «причесать» растения. Было весело!

По словам руководителя семинара Анны Копыловой, такие занятия привлекают педагогов из многих муниципальных образований.  Цель – познакомить их и руководителей образовательных учреждений с тем видовым разнообразием, которое существует на Сахалине. И показать наглядно, как обустроить пришкольную территорию – не просто банально высаживать растения, а сделать это красиво, чтобы радовать детский глаз, прививать ученикам любовь к природе. Каждое занятие дает какие-то новые познания, новые идеи, которые можно реализовать в своих школах.

Завершилась экскурсия в учебном классе «Ландшафтного центра» дегустацией местных яблок и хорошим, душевным разговором единомышленников. Здесь Виталий Тесленко и произнес фразу о том, что работа с детьми и растениями – самое благостное дело. Ребята познают красоту, начинают понимать, что травинки-кустарники – тоже живые организмы, к ним нужно относиться бережно.

Высказывались и пожелания. В частности, проводить экскурсии по Южно-Сахалинску, по тем местам, где есть чему поучиться. Тесленко заявку принял. На его взгляд, хорош ландшафт у гостиницы «Гагарин», а вот территория областной больницы – пример не из лучших…

Прощаясь, я попросила Галину Чуеву поделиться своими впечатлениями от семинара.

– Очень познавательно и интересно, – сказала она. – В этом году у меня 7-й класс, мы вместе работаем «в поле» третий год.  Пришкольный участок большой, осваиваем все новые методы. Детей оформляем через центр занятости, они еще и деньги получают за то, что помогают содержать территорию в порядке и красоте. Директор школы нас поддерживает во всех начинаниях, а это сто процентов успеха!  Что касается «Ландшафтного центра», Виталий Витальевич создает очень камерные вещи, все делает с душой.  В моем понимании это – искусство.

Лариса Пустовалова


Комментарии