Я вижу тебя таким…

Я вижу тебя таким…

  • 03:42 15 февраля
В Охе завершился конкурс эссе среди педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В Охе завершился конкурс эссе среди педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Никогда ранее такие творческие состязания в нашем районе не проводились, по крайней мере, на памяти ныне работающих учителей. Конкурс стал логическим продолжением большой работы по формированию толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья и повышению роли педагога в образовании детей с особыми потребностями. В своих сочинениях эссеисты должны были рассказать о самих себе – таких, какими они видятся своим подопечным. Задача непростая, но эссе – это всегда простор для творчества.

В конкурсе приняли участие 12 педагогических работников из 7 образовательных учреждений городского округа – воспитатели и учителя, логопеды и педагоги-психологи.

Работы узких специалистов и педагогов оценивались в отдельных номинациях.

В номинации «эссе узких специалистов» лучшей была признана работа Анны Амировой, учителя-дефектолога общеобразовательной школы №4. Первое место за победу в номинации «эссе педагогов» комиссия присвоила воспитателю ДОУ №2 «Солнышко» Ольге Кононовой и учителю начальных классов некрасовской школы-интерната Александре Парийчук. Дипломами различных степеней были награждены 6 конкурсанток. Отдельно благодарностью за мастерство в жанре эссе была отмечена Людмила Добрынина, воспитатель ДОУ №10 «Золушка».

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с некоторыми из конкурсных работ. 

1481693809_pedagog.jpg  


Саню надо просто любить!

«…Пришла. Она красивая, похожа на маму, мама всегда красивая, а еще теплая и мягкая», – подумал Саня, мальчик лет пяти-шести, – Саня хочет с ней пойти. Надо взять ее за руку, тогда она не сможет уйти без Сани. В прошлый раз, когда она ушла и не взяла Саню с собой, Саня плакал. Саня не хочет плакать, Саня хочет радоваться!»

Саня был особенным ребенком. Он ходил в детский сад, любил играть с детьми, но часто не знал, как нужно это делать правильно. Ему вообще очень многое давалось трудно, однако мальчик буквально ко всему проявлял интерес. Особенно его привлекала музыкальная техника, она издавала звуки и светила разными огоньками. «Интересная штука, – думал Саня, глядя на магнитофон, – вот бы заглянуть туда во внутрь и разобраться, как она поет и откуда в ней берутся огоньки». Саня рос в своем особенном мире, и никто не мог понять, что в данную минуту волновало маленького особого человека.

Но сегодня Саня радовался, потому что он шел за руку с ней.

К слову сказать,  она – это кто-либо из специалистов, работающих в детском саду, который посещает Саня. Возможно, мальчик их даже не различает между собой, но, по его мнению, «они точно похожи на маму».

Педагог завела Саню в сенсорную комнату. «Ура! Саня снова здесь в этой волшебной комнате», – захотел закричать Саня, но свои эмоции он умел проявлять только  при помощи нескольких движений, которые немедленно продемонстрировал. – Только не надо Сане мешать. Ну, пожалуйста, не надо за Саней ходить по пятам, затаись где-нибудь в стороне и не подавай виду, что ты здесь есть, но при этом очень внимательно следи за Саней, за его действиями. В любой момент Сане может понадобиться твоя помощь. Он не позовет тебя на помощь, но он обязательно позволит с ним поиграть. Только сейчас не мешай, позволь насладиться этими волшебными огнями, этим теплым «сухим дождем», позволь наблюдать за этими дивными рыбами, которые выплывают из каких-то неведомых глубин. Саня каждый раз пытается разглядеть, откуда появляются пузырьки в этой прозрачной колбе и уж совсем не понятно, куда они пропадают».

Наверное, именно так и думал Саня, но никто на свете не мог узнать его мысли, потому что мальчик не использовал речь в качестве способа общения.

Педагог предложила мальчику игру, но игра не интересовала ребенка. Его внимание полностью захватил маленький волшебный пульт, на котором были кнопки. Саня давно приметил, куда она прячет пульт. Это место находилось высоко, но Саню такие трудности не пугали. В мгновение ока он забрался на возвышенность, и долгожданный трофей оказался у мальчика в руках. «Счастье есть!» – только и успел подумать Саня, как она, которая так была похожа на маму, теплую и мягкую, почему-то оказалась недовольной Саниным поведением и забрала у ребенка «добычу».

«Отдай! Ты мешаешь! Саня же просил тебя не мешать ему! Да, Саня не может тебе этого сказать, но ты же должна понимать, что ему нужно. Посмотри внимательно, как меняется поведение Сани. Ты же умная, ты все знаешь, ты как мама!»

Неожиданно Саню привлекли звуки природы, которые доносились из глубины комнаты. Пять минут назад мальчик и вовсе их не слышал, а сейчас его слух ласками звонкие соловьиные трели. Он пошел на звук и…

…Саня увидел магнитофон. «Ну, сейчас начнется… Саня знает, что ей не понравится такое поведение, но пока она добежит, Саня пару раз успеет нажать на кнопку». Подумал и сделал.

«Ладно, что ты там сегодня приготовила для Сани, бусины? Хорошо, пошли собирать бусины, но только собирать их будем по Саниным правилам. Садись рядом со мной, смотри…»

Ребенок и педагог сели рядом. Педагог проговаривал все действия мальчика, мальчик молча выполнял задание, но, несмотря на то, что говорил только один из них, это все же был диалог.

Саня сделал задание до конца, встал и пошел к двери, казалось, что он хочет что-то сказать, но мальчик молчал, затем повернул голову на педагога и подумал: «Знаешь, Саню не надо понимать, Саню надо любить!»

P.S. А еще Саню надо вовремя накормить!

Светлана Белянина, ДОУ №2 «Солнышко».


Сказка об ангеле, которому суждено стать особым ребенком

Здравствуйте! Я Ангел. Совсем скоро я стану ребенком. Интересно, кем я буду? Мальчиком или девочкой? Когда я появлюсь на свет, мне обязательно дадут имя, я уверен, оно будет красивое! А пока я летаю по небу и наблюдаю за людьми. Они смешные. Суетятся, бегут, опаздывают… А я летаю над облаками,  смотрю на них и слушаю музыку. Она звучит везде: в пении птиц,  шелесте листьев,  каплях дождя.

Я люблю музыку.  У нас на небе всегда звучит музыка, она прекрасна! Больше всего я люблю, когда играет Моцарт. Говорят, что он раньше жил на земле и был великим композитором. А потом умер и попал к нам на небо. Когда я появлюсь на свет, обязательно про него узнаю. Главное не забыть! Эх, вот бы и мне стать музыкантом!

Ой! Кажется, меня зовет Бог! Опять я замечтался, сегодня же небесное собрание! Опять я все забыл! Надо лететь быстрее, а то пропущу встречу с  Богом.

Ура! Сегодня будут раздавать судьбы! Ну,  когда уже дойдет очередь до меня, так не терпится получить судьбу!

Почему я самый последний?  Почему Богу вдруг стало чуточку грустно?  И почему он так долго листает свою книгу жизни?

Прошло много времени, и вот  Бог улыбнулся и сказал: «Не пугайся, твоя судьба будет нелегкой, тебя ждет долгая болезнь, судороги, операции, боль. Тебе придется встретиться с непониманием людей и их пересудами. Тебя часто не будут принимать таким, какой ты есть, на тебя будут злиться по непонятным для тебя причинам, на тебя будут показывать пальцем и перешептываться  у тебя за спиной – тебе суждено стать особым ребенком!

Но ты не расстраивайся! Это не проклятие и не наказание – это дар. Да-да, ты не ослышался, это дар! Ты станешь особым! А значит, в твоем сердце не будет зла! Тебя всюду будет окружать твоя любимая музыка, она станет твоим другом, собеседником,  доктором! При помощи музыки ты сможешь передавать миру свои чувства и мысли. А еще такому особенному  ребенку я подарю особенную маму! Я выбрал для тебя самую жизнерадостную маму! Ведь я не  могу отдать особого ребенка матери, которая не знает смеха и радости! Твоя мама не утонет в море самосожаления и отчаяния. Она никогда не воспримет произнесенное тобой слово как само собой разумеющееся, а первый шаг как обыденность. Когда ты родишься, ты не будешь видеть этот мир, но ты не бойся. Я помогу твоей маме встретиться с прекрасным доктором, который подскажет ей, как помочь тебе выбрать путь.  Он  сделает тебе операцию,  и у тебя будут перевязанные глаза.  Твоя мама будет описывать  цветущее дерево на закате солнца так,  как немногие люди могут это  увидеть. Она снова и снова будет заставлять тебя проводить пальчиком по предметам и называть то, что ты осязаешь. В твоей палате постоянно  будет звучать музыка! Однажды она подведет тебя к пианино и будет нажимать твоими маленькими пальчиками на клавиши, и ты услышишь музыку! С тех самых пор музыка будет твоим смыслом жизни! Ты будешь жить в собственном мире музыки!

Твоя мама будет учить тебя  жить в ее мире, а это будет нелегко. Ради тебя твоя мама научится любить и понимать твой мир. И станет учить других людей, окружающих тебя, умению понимать и любить таких, как ты! Твоя мама объяснит всем окружающим людям значение слова «особый». Она расскажет всем, кого знает, что у особого  ребенка не дефектное, а своеобразное развитие и особый ребенок не ограничивается  отрицательными признаками, а имеет целый ряд положительных качеств, которые возникают благодаря дефекту!

Она расскажет  окружающим людям о том, как жить и общаться с особыми детьми, как преодолеть невежество, ужас, предрассудок и подняться выше этого.

Труднее всего при общении с тобой придется учителям. Не удивляйся, именно учителям! Учителя работают в школе, они привыкли давать знания и умения. Учителя будут сравнивать тебя с другими детьми, они будут требовать от тебя слушать тогда,  когда ты не слышишь, видеть,  когда ты не видишь, требовать вернуться в реальность именно в тот момент, когда в твоем мире звучит прекрасная музыка. Ты привыкнешь! Привыкнешь  быть в школе, сидеть на уроке и делать вид, что тебе все понятно.

Дети будут считать тебя странным. Сначала они будут показывать на тебя пальцем, смеяться над тобой, но твоя мама не даст тебя в обиду.  Вскоре они  оставят тебя в покое, не станут дразнить тебя, но и дружить с тобой  не будут. Поверь, все это они делают не со зла! Люди часто так поступают, они стараются не замечать тех, кто не такой, как они.

Твоим верным помощником и единственным другом  станет твоя мама. А ты в благодарность за ее заботу и любовь напишешь для нее сонату, которая будет прекрасна!

Однажды твоя мама захочет научить всех педагогов  работать с такими детьми, как ты.

Она расскажет всем учителям о том, каким должен быть учитель для особых  детей.

И неважно,  будет он  с опытом или без, молодым или старым, худым или толстым, с тремя высшими образованиями или просто со средним, с категорией или без – все это неважно. Педагог для особого ребенка должен быть особым! У него должно быть только одно качество – любовь к детям».

Бог закончил свою речь, и мне стало страшно! Уже совсем скоро я  появлюсь в этом мире! А вдруг мир не готов принять таких, как я?!

Как здорово, что Бог даст мне такую сильную и жизнерадостную маму! Она будет помогать мне во всем. Но как будут  жить другие особенные дети? Те, у которых не будет рядом мамы,  знающей, как их учить, воспитывать, заботиться о них?

Кажется, я знаю, как им помочь! Я попрошу мою маму рассказать всем-всем на свете: кто такие особенные дети и как важно нас любить такими, какие мы есть!

Анна Амирова, ОШ №4.


Особенно важные зрители, или Страна Чудес

Белый Кролик надел очки.
— Откуда мне следует начать, ваше величество? — спросил он.
— Начните сначала, — серьезно сказал Король, — и читайте, пока не дойдете до конца; тогда остановитесь.

Кто мы, дети с ОВЗ? Мы Особенные. Нас много, но так мало. Мы Важны, потому что делаем этот мир лучше и красочнее. Мы Зрители, потому что чаще всего являемся наблюдателями происходящего и видим мир совершенно по-другому, не так, как другие люди. Может быть, даже живем в своей Стране чудес. Обычные вещи для всех кажутся непостижимыми для нас. Обычные для нас вещи кажутся безумными для других.

Побывав в нашей Стране чудес, вы убедитесь, что мы совершенно разные. Каждый имеет свои таланты и особенности. Мы можем не видеть, но при этом жить в красочном мире. Можем не слышать, но ощущать происходящее вокруг. Ведь каждый из нас невероятно чувствителен. Кто-то не может выразить свои эмоции словами, но это и не нужно, потому что все, что он хочет сказать, можно прочитать в его глазах.

— Невозможно...
— Возможно, если ты в это веришь.

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

И это действительно нормально, как и то, что каждому хочется иметь друга. Человека, которого можно подержать за руку, обнять, посмотреть в глаза, доверить самое сокровенное. Каждому обитателю Страны чудес необходим друг! Какое это большое счастье! И как мало для такого огромного мира.

Наш учитель, так будьте нам другом в Стране чудес. Будьте тем человеком, которому можно довериться. Возможно, мы не всегда будем понимать друг друга, но всегда сможем поговорить. Вы не такой как мы, но именно это нам и будет помогать. Перед нами будут возникать трудности. Нужно будет запастить терпением и верой.

В Стране чудес время идет иначе. Чтобы научить нас обычным вещам, вам могут понадобиться годы. Но мы, маленькие люди Страны чудес, знаем, что наш учитель талантлив. Каждый из нас требует вашего внимания и верит, что ваше чуткое сердце справится. Вы гибкий, поэтому можете найти особый подход к каждому из нас. Конечно, это трудно, но наша благодарность вдохновляет вас на новые подвиги.  Вы способны развиваться.

— А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.
— А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.
— И… И что же они там делают? – поинтересовалась девочка, неминуемо краснея.
— Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются.

Учитель – творец чудес, волшебник!

Александра Парийчук, школа-интернат с. Некрасовка.


Цветы на снегу

            Милая мамочка!

            Спасибо за такое нежное и теплое письмо. От твоих строк исходит светлая грусть, без которой невозможна любовь. В них  и утешение, и отрада. 

            Не беспокойся, дорогая! Все  устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями и полюбоваться на свое отражение в синеве глаз нашей несравненной Маргаритки.

            Ты называешь ее «цветком на снегу», муж – Марго, а для меня она – «белая звездочка». Почему белая? В белом цвете собраны все цвета радуги!

           Нам не дано знать  промысла Божьего. Признаюсь, с рождением нашей необычной особенной дочурки я вдруг ощутила, что стала  умнее, добрее  к людям, стала лучше видеть и глазами, и сердцем. Прав английский юморист Майкл Фрейн: задача детей «помочь родителям стать взрослыми».

            Мамуля, я всегда знала, что ты у меня молодец, оптимист по жизни. Но почему вдруг такие слова: «Я вообще ни во что не верю, кроме того, что вижу собственными глазами». Согласна, что деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, недостает широты и поступательности. Существует разрыв между потребностями общества и работой общественных организаций. Здесь каждый за себя. Типичны обещания, отписки,  самооправдания. Сказать, еще не значит сделать, желанная реформа не идет семимильными шагами. Знаешь, мама, я чувствую больше, чем могу выразить словами. Люди устали от слов – им нужны дела. Прочь человеческое тщеславие, самоутверждение! Ты бы добавила: «В любом случае надо оставаться христианином». Ты скажешь, что я слишком требовательна и что боль за детей сильнее и мучительнее, чем за себя.

               Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это особый мир. Такой ребенок, как правило, очень раним, иногда скрытен. Не посвящает в свою тайну, которой как ему кажется, обладает он один.

               С годами понимаешь: вся жизнь – это встречи.  Марго встретила своего педагога, которого мы так долго для нее искали.  Наш воспитатель помогает встроиться в этот мир, как это удобно и комфортно, прежде всего, Маргаритке. Он  не учит, не внушает, а тем более не требует. Педагог старается предугадать, направить мысль и действие малышки.  

               Боюсь показаться сентиментальной, но я готова расцеловать этого человека, столь значимого в жизни моей дочери. Теперь я абсолютно уверена: наша Маргаритка вырастет и расцветет, а не останется «цветком на снегу».

              Крепко обнимаю тебя, моя дорогая мамочка. Любящая тебя дочь.

Людмила Добрынина, ДОУ №10 «Золушка».


Второе дыхание

            Я еще не понимаю, что я другой, но так обо мне говорит мама. Мне все время кажется, что я живу в отдельном маленьком шарике. Я сам его придумал. Мне там спокойно и легко. Даже моя мама живет за этим шариком, но она, в отличие от других, может ко мне постучаться, и я ей открою дверь. Вокруг моего шарика все время какая-то суета. Много людей, много разных звуков, все движется с огромной скоростью. Мне страшно, но я очень хочу хоть на минуточку попасть туда,  понять тот мир, не потеряться и не пропасть.

             И вот однажды мама приоткрыла дверцу моего шарика и сказала, что пора… Я попал в начало того мира, который называется детским садом.  Люди… Дети… Много детей… Все чужие. Мама что-то мне говорит, но я не могу ее слушать. Слышу незнакомый женский голос и не понимаю, почему  тетя знает мое имя и улыбается мне. У меня получается чувствовать хороших и плохих людей. Она хорошая, но чужая. Я не могу ей доверять.  Тетя улыбается и говорит ласково, как мама. Она меня не боится? Тогда почему я ее боюсь? И дети ее не боятся, они шумят, им весело. Я тоже хочу с ними радоваться, я все понимаю, но быть как все не могу. Мне нужна помощь, я теряюсь. И тут та самая тетя, которую дети называют Светлана Ивановна, спокойно берет меня за руку и ведет к этим детям. Она просит поиграть вместе с ними, но я  не могу. Мне страшно. Неужели эта Светлана Ивановна не знает, что я живу в своем маленьком шарике, а сюда  пришел погостить. Вот сейчас спрячусь в мой шарик. Дети танцуют, рассказывают истории, а я в «домике». Я не могу говорить и не хочу быть здесь. Вдруг Светлана Ивановна достает краски и предлагает мне нарисовать все, что я хочу, все, о чем я думаю. Ура! Оказывается, она знает, что  больше всего на свете я люблю рисовать.  Я  «рассказал» всем, что у птицы два крыла, а у солнца есть длинные лучики, которые нас целуют, а есть короткие, которые тоже  подрастут и обязательно до нас дотянутся.  «Рассказал», что деревья бывают фиолетовыми, но только в сказочном лесу, что у моря есть главная большая волна –  мама, а есть маленькие волны –  детки.  Я мог бы «рассказывать» бесконечно, но Светлана Ивановна стала обнимать меня нежно, как мама, и улыбаться как-то по-другому, по-настоящему. Она прочитала все мои мысли и поняла, что я ей хочу сказать. Этого не может быть!  Я хочу доверять ей, но мне трудно. Еще дети играли с мячом. Мне тоже хотелось, но я снова боялся. Я тревожился, что они разобьют мой шарик, но Светлана Ивановна все же включила меня в эту игру. Нет, я не хочу, я не буду ловить мяч. Мне страшно, что не поймаю. Светлана Ивановна не настаивала, она меня понимала. Как она это делает? Ведь я не говорю, а она знает мои желания. Она, наверное, волшебница. За обедом я узнал от Светланы Ивановны, что если есть кашу, то «у меня откроется второе дыхание». Я плохо понимал, что это такое, но очень хотел, чтобы у меня было два дыхания, одно – мое, а другое –  мамино. Поэтому съел всю кашу. Еще Светлана Ивановна спела. Сначала хотел снова спрятаться в свой шарик, но решил остаться, потому что песня мне понравилась. Светлана Ивановна пела очень красиво, я даже пытался подпеть, но мой голос меня не слушался, и от этого я стал нервничать. Волшебница снова заметила мое настроение и нежно обняла меня. Как она это делает? Она добрая. 

             Мама пришла. Я очень рад! Светлана Ивановна все с той же доброй улыбкой на лице рассказывает маме, как у меня прошел день, как она рада моим удачам, достижениям, стараниям. Эта волшебница показала моей маме мои рисунки, и главное – она их понимала. А значит и понимала меня. Она меня слышит, она меня знает, она меня любит! Я шел домой, торопился  попасть в мой собственный шарик, но при этом  знал, что завтра  снова пойду в детский сад потому, что Светлана Ивановна исполнит мне красивую песню, бросит мне мяч, а я постараюсь его поймать, потому что буду есть кашу с «двумя дыханиями», потому что я много хочу рассказать этой волшебнице своими рисунками. Я хочу увидеть, как она улыбается. Я знаю, что она меня ждет и любит. Я обязательно пущу ее в мой шарик, как пускаю маму, и отдам ей то «второе дыхание», если ей оно будет нужно. Я ее не боюсь. Я ее люблю!

Ольга Кононова, ДОУ №2 «Солнышко».


Комментарии