Слушания по мостовому переходу Сахалин – материк прошли в Охе

Слушания по мостовому переходу Сахалин – материк прошли в Охе

  • 15:07 02 марта
Природоохранные мероприятия в заказнике «Тундровый» обойдутся в 500 млн рублей.
В минувшую субботу в Охе состоялись слушания по проекту «Оценка воздействия на окружающую среду особо охраняемых природных территорий Сахалинской области», где речь шла о строительстве мостового перехода Сахалин – материк. Основные проектные решения, которые являются объектом государственной экологической экспертизы, представил общественности инженер проектной организации «Дальгипротранс» Виталий Мельник.

мост

Он рассказал, что часть железнодорожного пути на территории Сахалинской области будет проходить через государственный заказник регионального значения "Тундровый". Заказник создан в 1987 году с целью реализации положений действующей Конвенции между правительствами СССР и Индии об охране перелетных птиц и мест их обитания, а также для поддержания целостности естественных природных сообществ, охраны мест гнездования, массового скопления и отдыха во время перелета водоплавающих и других перелетных птиц, сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов животных и др. Согласно Положению, утвержденному правительством Сахалинской области 8 октября 2008 года № 320-ПА, на территории заказника разрешается осуществление ряда видов деятельности. В том числе разрешено строительство линейных сооружений при выполнении этих работ в порядке реализации международных и межрегиональных проектов, а также проведение изыскательских работ, связанных с реализацией этих проектов, при условии согласования с профильным министерством.

мост 1

На территории заказника возможно обитание редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу России и Сахалинской области. В «Тундровом» обитают белоплечий орлан, сухонос, американская норка и другие редкие птицы и звери. Территория заказника – исконная среда обитания популяции северо-западного северного оленя. По словам Виталия Мельника, специалисты «Дальгипротранса» провели исследования и выяснили, что на той небольшой территории заказника, которая будет затронута строительством, оленей нет. Однако проектировщики нашли такой участок трассы, где в основном болота и карликовые березы. Тем не менее, даже для этого участка одна из основных задач при строительстве железнодорожного пути – минимизирование воздействия на животный и растительный мир. Вырубка леса неизбежно приводит к исчезновению некоторых видов и обеднению фиторазнообразия. Основные изменения среды обитания будут проявляться через деформацию земной поверхности, уничтожение растительности и почвенного покрова, формирование техногенного рельефа, изменение водного баланса и сокращение мест обитания животных. В проекте прописан большой перечень мероприятий, направленный на сохранение растительного мира и почвенного покрова, охрану водной среды и минимизацию воздействия на фауну. По предварительным оценкам, стоимость этих мероприятий обойдется заказчику – ОАО «РЖД» – в 500 миллионов рублей. Для сравнения: аналогичные природоохранные мероприятия в заказнике «Шаман-Яй» в Ульчском районе Хабаровского края, по которому также пройдет железнодорожная линия, будут стоить порядка 10 млрд рублей.

мост 2

«Затраты огромны, но мостовой переход – это вклад не только в будущее страны, но и в экономику нашего отдаленного региона, который нужно развивать. Для этого необходимо, чтобы была выстроена современная транспортная инфраструктура», – подчеркнул Виталий Мельник. Согласно заданию на проектирование, общий объем грузовых перевозок на десятый год эксплуатации мостового перехода составляет 9,2 млн тонн в год. В период эксплуатации по этому участку будут проходить грузовые и пассажирские поезда на тепловозной тяге. Интенсивность движения на первый расчетный срок: грузовые транзитные поезда – 8 четных и 8 нечетных, пассажирские поезда – 1 четный и 1 нечетный; на второй расчетный срок: грузовые транзитные поезда – 26 четных и 26 нечетных, пассажирские – 1 четный и 1 нечетный. Строительство транспортного перехода намечается от мыса Средний в районе пгт Лазарево до мыса Погиби в Охинском районе. Эксплуатационная длина трассы – 110,22 км. Всего на трассе в Сахалинской области запланировано 156 искусственных сооружений и 4 разъезда.

мост 3

Охинцы задали организаторам мероприятия интересующие вопросы. Но касались они, в основном, не воздействия строительства на окружающую среду, а экономической выгоды для Охинского района и возможности восстановления железнодорожной линии Оха – Ноглики. Последнее предложение было внесено в протокол с целью последующей передачи на рассмотрение заказчику строительства. Охинцы сошлись во мнении, что думать нужно не только о развитии региона, но и, в частности, о будущем Охинского района. Прозвучали и совсем необычные предложения. Так, один из присутствующих порекомендовал пригласить батюшку и провести освящение строительства. По его мнению, охинская узкоколейная железная дорога перестала существовать именно потому, что строилась без благословения.

Фото: Андрей Жидович
Комментарии