Педагог не должен быть только урокодателем

Педагог не должен быть только урокодателем

  • 05:15 01 октября
О том, как быть учителем, «Сахалинскому нефтянику» рассказала Марина Жаренкова.

Наверное, нет в этом мире человека, чьей жизни не коснулась бы рука учителя. Педагоги ведут нас с раннего детства и нередко оставляют в нашей судьбе самый яркий след и самые теплые воспоминания. Так произошло и у Марины Жаренковой. Ее учителя стали для нее не только примером профессионализма и отношения к детям, но и путеводной звездой в выборе собственной педагогической специальности.


«Моя мама была категорически против того, чтобы я получала профессию учителя. Она видела, как я работала в школе в комитете комсомола, отвечала за работу вожатых. Мне приходилось заниматься этим все свободное время. Мама понимала, что это очень сложный труд. Но я настояла на своем и никогда об этом не пожалела. Перед глазами всегда был пример моих собственных учителей – первой учительницы Зои Михайловны Городовой, Тамары Степановны Якимовой, Маргариты Игнатьевны Слепневой, Светланы Ивановны Гантман, Алексея Михайловича Бабурина и других. Еще будучи школьницей, я хотела быть такой, как они. Учителя старой педагогической школы давали детям и фундаментальные знания, и любовь», – делится педагог.


Сразу после школы она поступила в Южно-Сахалинский педагогический институт. Вопросов о выборе специальности не стояло – с раннего детства девушка занималась английским языком. К тому же оказалось, что в период поступления Марины в ВУЗе были организованы экспериментальные факультеты, где студенты могли получить сразу две специальности. Абитуриентка остановила свой выбор на географии. Так она стала учителем сразу двух предметов.


В 1982 году, получив диплом об окончании института, Марина Жаренкова трудоустроилась в школу поселка Колендо, где в последующем проработала почти 20 лет. Этот период она вспоминает с особой теплотой.


«У нас был хороший коллектив и педагогов, и детей. Мы были почти одной семьей. Проводили грандиозные мероприятия прямо в поселке, выходили, например, на субботники с горнами и барабанами в шесть часов утра, наводили порядок. Потом собирались на природе, варили кашу, жгли костер, делились историями. Расставаться со школой было тяжело», – вспоминает Марина Ивановна. Последние пять лет перед ликвидацией поселка она возглавляла школу.


Uchitel-4.jpg


В 2000 году семье пришлось переехать в Оху. Здесь первые два года Марина Жаренкова преподавала английский язык и географию в школе № 2, а затем, после объединения двух образовательных учреждений, перешла в школу № 7. Спустя некоторое время педагогу предложили должность заместителя директора, и ей пришлось отказаться от части нагрузки. До сегодняшнего дня Марина Ивановна преподает только географию и может рассказывать о своем предмете бесконечно.


«Очень пригодилась в работе институтская полевая практика. Помню, на четвертом курсе мы ездили на производственные предприятия Иркутска и Красноярска. Были на меховой фабрике, на заводе тяжелой промышленности, на чаеразвесочной фабрике, потом все это описывали. Сейчас, рассказывая детям о географических объектах и особенностях того или иного региона, я отталкиваюсь от своего опыта. Всегда легче учить тому, что сама видела. И сейчас я стараюсь показывать ученикам интересные фотографии из путешествий, расспрашиваю их о том, кто где побывал. Вместе обсуждаем, узнаем для себя что-то новое. Это сближает педагога и ученика», – говорит Марина Жаренкова. По мнению собеседницы, учитель – это не просто урокодатель, а человек, который может поделиться с ребенком частичкой своего сердца.


Uchitel-5.jpg


Свое сердце Марина Жаренкова отдает детям вот уже без малого 40 лет, и дети отвечают ей взаимностью.


«Знаете, я даже не помню случаев какого-то серьезного баловства со стороны своих учеников. Наверное, мне очень повезло с детьми. Среди моих подопечных были и очень сложные ребята, но даже они всегда старались меня поддержать. Помню, как везла подростков из колендинской школы на комиссию по делам несовершеннолетних, очень переживала. А дети всю дорогу уговаривали меня не волноваться, говорили, что впредь станут вести себя хорошо, не будут меня расстраивать. Это дорогого стоит», – рассказывает учитель и в то же время признается, что нынешние дети совсем не такие, как еще 20 – 30 лет назад. Ценностные ориентиры значительно изменились, найти общий язык с учениками, как и с родителями, стало сложнее. Но меньше любить своих подопечных учитель не стала. За время своей педагогической работы Марина Ивановна выпустила в большую жизнь семь классов и помнит поименно всех учеников. Со многими поддерживает общение даже спустя десятилетия.


Uchitel-3.jpg


В ответ на вопрос, есть ли у педагогов время на себя, собеседница смеется: «По вечерам тетради, отчеты, планы на следующий день. Время на отдых – только в отпуске. Вот там уже можно почитать, отдохнуть на природе, заняться мозаикой или что-то связать».


На днях педагогическое сообщество нашей страны отметит свой профессиональный праздник. Марина Ивановна признается, что для ее семьи это очень важное событие. Родные обязательно поздравляют, желают огромного терпения в нелегком труде.


«Терпение – это то, что нужно всем учителям. А еще семейное благополучие – без него не было бы ничего. Семья – это отдушина и опора. Ну и, конечно же, крепкое здоровье. Пусть у педагогов все это будет», – говорит Марина Жаренкова.

Uchitel-2.jpg


Фото: предоставлены Мариной Жаренковой
Комментарии