Демографическая яма длиною в 10 лет

Демографическая яма длиною в 10 лет

  • 22:45 04 декабря
Охинский филиал Сахалинского государственного университета как таковой был официально создан несколько лет назад. Учебное заведение ориентировано на подготовку кадров для нефтяной отрасли, которая является ведущей для северного района.  
Охинский филиал Сахалинского государственного университета как таковой был официально создан несколько лет назад. Учебное заведение ориентировано на подготовку кадров для нефтяной отрасли, которая является ведущей для северного района.  


 

В «меню» филиала – четыре базовые специальности, это разработка нефтяных и газовых месторождений, электрические станции, сети и системы, монтаж и техническая эксплуатация оборудования (в нефтяной отрасли) и, наконец, экономика и бухгалтерский 
учет (на базе 11 классов и в основном – на договорной основе).
Начало пути – всегда процесс сложный. Поэтому наш разговор с ректором СахГУ И.Г. Минервиным прежде всего – о проблемах филиала и возможных путях их решения.

- Игорь Георгиевич, как живется филиалу в столь «младенческом» возрасте?

 - Начну с того, что сегодня согласно концепции федеральной целевой программы развития образования, на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением правительства РФ 25 декабря 2014 года одним из приоритетных направлений развития высшего образования в стране является модернизация вузовской сети в целом, а именно – сокращение филиальных сетей. Поэтому нам пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять право данного филиала на жизнь, доказывать в Министерстве образования и науки РФ, что в Охе мы реализуем не высшее, а среднее профессиональное образование. В качестве доводов говорили и о том, что филиал удален от областного центра (около 800 км), транспортное сообщение между северным городом и Южно-Сахалинском сложное, и просто необходимо его сохранить на территории области как важный образовательный пласт с возможностью в дальнейшем, лет через десять, после прохождения демографической ямы и модернизации филиала, открыть на базе филиала учреждение высшего образования. 

В данный момент филиал сохранен. Мы считаем, это достаточно важное решение, понимаем, какую ответственность взяли на себя и всячески стараемся поддерживать деятельность учебного учреждения.

К сожалению, при переходе на подушевое финансирование образовательным учреждениям без дополнительных источников выживать очень трудно.  Особенно в условиях островной изоляции, связанной, в первую очередь, с отсутствием достаточного контингента выпускников школ. Та самая демографическая яма, о которой я уже упоминал.  Тем более, что в Охе находятся два профессиональных учебных заведения. И абитуриентов просто не хватает. Хотя филиал наш сильно не страдает от отсутствия студентов, вакантные места закрыты стопроцентно. Но финансирование, повторюсь, скудное, его едва хватает на оплату труда и жилищно-коммунальных услуг.  Ни о каком развитии материально-технической базы речи не идет.

- Кстати, о материально-технической базе – поподробнее.

- Учебное учреждение старое, по сути дела, создавалось оно еще лет 80 назад, когда-то находилось в ведомственном подчинении отраслевого министерства. Время сделало свое дело… Нужна модернизация, нужны огромные бюджетные вливания. Сегодня областной бюджет – мы это видим – активно вкладывает средства в образование, в те же ремонты профессионального лицея в Охе.  Мы же – федеральная структура.

Я обращался в правительство области, когда регион возглавлял А.В. Хорошавин, с предложением объединить   наш филиал и профессиональный лицей, создать единый образовательный кластер с двумя источниками финансирования (федеральный и областной бюджеты).  Увы, вопрос так и остался открытым… Все держится только на уровне   наших дружественных отношений и с руководством, и коллективом лицея, фактически по доброй воле и студенты наши, и преподаватели фактически работают в одном образовательном поле и, по возможности, пользуются общей материально-технической базой.
Еще одна проблема – мастерские. Расположены они в старых, неприспособленных зданиях, не на территории филиала, что создает неудобства в организации учебного процесса. Все это – федеральная собственность. Мы предлагали и муниципалитету, и правительству области перевести эти земельные участки в муниципальную или областную собственность и распорядиться ими по своему усмотрению, а взамен на территории филиала построить мастерские, чтобы был единый современный учебный комплекс. Пока данное предложение не получило отклика.

- Можно ли и каким образом пополнить «армию» абитуриентов?

- Именно с этой целью я адресовал бывшему руководству области предложение: приобрести высоко проходимые автобусы для того, чтобы хотя бы раз в неделю возить ребят из Ноглик, Тымовского, Смирных. Северные и центральные районы должны заработать на Оху.  Желающих получать профессиональное образование на острове в этих районах много, но нужна хорошая транспортная составляющая. Самолетом через Южно-Сахалинск не налетаешься – дорого.  И вроде бы эта идея получила одобрение у прежнего главы региона, но пока так и не реализована.

В этом плане мы связываем надежды с новым губернатором, верим, что нас услышат.

- От кого получаете поддержку?

- Давнее сотрудничество связывает нас с компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», которая активно способствует укреплению материально-технической базы СахГУ, и Охинского филиала университета в частности. Так, в течение последних двух лет   в филиал для обеспечения качественного обучения по трем специальностям было поставлено современное уникальное оборудование. С помощью этой же компании мы отправляли на учебу в Германию, в Кельн (фирма Lucas Nuelle), одного из преподавателей филиала.  Работа на современном лабораторном оборудовании требует новых знаний.

- Кадровая проблема тоже имеет место быть?

- К сожалению, да. Тут ведь вот еще какой нюанс.  В федеральной структуре идет другой, нежели в областной, расчет северных надбавок. В итоге в том же профессиональном лицее зарплата преподавателей выше, чем в нашем филиале. Но мы все-таки работаем с кадрами, занимаемся их переподготовкой.

К сожалению, давать на базе филиала высшее образование мы не 
можем, опять же из-за отсутствия высококвалифицированных преподавателей.  Правила таковы, что для этого должно быть не менее 60 процентов (от общего количества педагогов) кандидатов и докторов наук - по соответствующему профильному направлению подготовки специалистов.  Поэтому сегодня руководством университета поставлена задача расширять внедрение дистанционных методов обучения.

Но в целом мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему. И демографическую яму преодолеем, что позволит пополнить ряды абитуриентов, и поддержку наших инициатив получим на уровне области. Специалистов для нефтегазовой отрасли все-таки лучше готовить здесь, на месте. Получив образование на острове, они здесь же и останутся работать.

Интервью вела Лариса Пустовалова. 
фото с сайта likeforyou.likeforyou.ru 


Комментарии