Хочешь стать приемным родителем –  учись!

Хочешь стать приемным родителем – учись!

  • 01:50 15 октября
Да, дорогие потенциальные усыновители и удочерители, без специальной подготовки и соответствующего документа образца регионального министерства образования (своего рода «аттестата зрелости») ваша мечта не сбудется.

Да, дорогие потенциальные усыновители и удочерители, без специальной подготовки и соответствующего документа образца регионального министерства образования (своего рода «аттестата зрелости») ваша мечта не сбудется. 

А получить родительские знания можно в школах приемных родителей. Одна из них действует в учебном центре «Активное образование» в Южно-Сахалинске.

Недавно здесь попрощались с 30 «выпускниками».  Попрощались с некоторым сожалением, поскольку сотрудники центра считают, что и в дальнейшем приемным родителям не помешало бы, образно говоря, сопровождение специалистов. Дети приносят в семью не только радость, но и (в период их адаптации) множество проблем. Решать которые возможно было бы с помощью клуба приемных родителей. Но об этом – чуть ниже.

А пока – разговор с заместителем директора центра Татьяной Батуриной о школе.

– Занятия у нас в основном интерактивные, – говорит она. – Лекционная часть сведена к минимуму, предпочтение отдается тренингам, поскольку общеизвестно, что в формате лекций усваивается только 5 процентов материала, на интерактив же приходится 75 процентов. На всю программу отводится всего 40 часов, это очень мало, и мы должны использовать время с наибольшей эффективностью.

Лекционная часть – знакомство с психологическими особенностями каждого возрастного периода, ведь деток берут в семьи самых разных, от малюток до подростков. И проблемы могут быть самыми разными, зачастую кажущимися взрослому человеку просто дикими! Например, некоторые воспитанники детских домов абсолютно не понимают, что это такое – сходить в магазин за хлебом, взять газету или журнал из почтового ящика. Они воспитаны совершенно по-другому, что трудно воспринять людям, выросшим в семье и знакомым с элементарными семейными обязанностями. Поэтому приемные родители должны быть готовыми и к такой ситуации, эта проблема общая для усыновляемых детей.

Далее начинается интерактивная работа в виде тренингов. Родители определяют для себя, почему они решили взять ребенка, какие у них самих жизненные ценности. «Проигрываются» возможные эпизоды из семейной жизни, их нужно испытать, как говорится, на своей шкуре. Попутно идет обсуждение в группе, ведь каждый видит и оценивает один и тот же эпизод по-своему. 

Такое взаимодействие сплачивает людей, они потом очень сложно расстаются, обмениваются номерами телефонов, пытаются сохранить контакты, понимая, что теперь они – единомышленники. 

В «копилке» Батуриной множество чужих жизненных историй.  И печальных, и вселяющих надежду. Среди усыновителей есть, например, бабушки и дедушки, которые хотят забрать к себе внуков, поскольку их родители, скажем так, ведут странный образ жизни. Усыновляют племянников, потерявших родителей (аварии, тяжелая болезнь). Бездетные семьи мечтают обрести счастье, приняв в свой дом ребенка.

Присутствует ли при этом корысть, стремление, извините за некорректность, нажиться на льготах?  По словам Татьяны Васильевны, есть, вероятно, и такие, но их процент незначителен. В подавляющем большинстве порывы приемных родителей искренни. Но не было бы лишним психологическое тестирование в школе, пока же психологический портрет приемной семьи «рисуется» на добровольной основе.

Я засомневалась было, могут ли всего за 40 часов занятий потенциальные приемные родители дать себе ответ на вопрос, действительно ли они «созрели» для усыновления. Могут, уверенно ответила Батурина. Тренинги достаточно жесткие. Это не игра. «Ученики» школы как бы попадают в конкретную, очень жизненную и проблемную ситуацию, за ними – решение конкретной задачи. Никаких подсказок, советов «со стороны». Сами, только сами…Как в реальной жизни.

– Наш педагог считает: если кто-то из них поймет, что не время ему еще брать ребенка, честь нам и хвала! – говорит Батурина. – Но у нас пока такого не бывало, все-таки в школу приходят взрослые люди, обдуманно и сознательно решившиеся на этот шаг.
Одна из целей тренингов – предотвращение возврата детей, ведь для ребенка это большая психологическая травма. Проводятся занятия и с уже принявшими детей семьями по профилактике жестокого обращения с детьми.

Тепло отзывается заместитель директора о психологе Елене Манойленко. Специалист, как говорится, от Бога. Проблемами приемных семей она занималась на протяжении многих лет, когда еще не было специальных программ. Это относительно недавно наше государство повернулось лицом к идее усыновления. Несмотря на огромную занятость (Манойленко – сотрудник Дома милосердия, где находят временный приют беременные женщины и женщины с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию), она откликнулась на предложение работать в школе. У этого человека сердца хватает на всех!

Обязателен упор на правовые аспекты, потенциальных приемных родителей знакомят с их обязанностями, ответственностью, положенными им льготами. Все это проходит в свободном общении в формате «круглого стола», юрист отвечает на все вопросы, а их, как правило, множество.

Хорошо, конечно, когда в школе занимаются оба родителя (таковых – до 40 процентов). Это подтверждают и сами «выпускники», заполняя после завершения обучения анкеты.
Какие они, будущие приемные семьи?  Благополучные, обеспеченные, уже имеющие опыт воспитания детей?  По словам Батуриной, все они разные. За три года работы школы здесь побывали суровый слесарь-работяга, брутальный мужчина, женщины всех возрастов, опечаленные собственной бездетностью. А в числе нынешних выпускников – руководитель одного детского коллектива, воспитавшая восемь (!) своих детей. Теперь она хочет удочерить еще одну девочку.

В школу будущие приемные родители сначала приходят «закрытыми», но в ходе тренингов раскрепощаются, охотно идут на контакты, показывая прекрасные душевные качества. Вечерние занятия сопровождаются чаепитием, откровенными разговорами «за жизнь». Нередко речь идет о том, что жаль расставаться…

– Вот мы с вами и возвращаемся к идее создания клуба приемных родителей, – говорит Татьяна Васильевна. – В обычной, «не школьной» жизни наступают будни. Возникают (непременно!) те или иные проблемы, решить которые можно «коллективным разумом». С помощью координатора-специалиста. Иногда много и не нужно: собрать родителей и детей за чашкой чая, организовать совместный досуг, праздник.  Вместе проводить акции, ходить в походы. Подобные клубы уже успешно действую в ряде регионов, даже велосипед изобретать не надо, опыт наработан. Идею поддерживают и органы опеки, образования. Дело за малым: создать проект, на что пока категорически не хватает времени. Думаю, что такие грантодатели, как администрация города, правительство области, компания «Сахалинская энергия» (а мы работаем и с ними) окажут содействие в реализации столь общественно значимого проекта. Тему однозначно нужно обсуждать, возможно, в формате «круглого стола». Надеемся, что она привлечет внимание и общественной палаты области. Кстати, наш директор Илона Волошина вошла в состав палаты, человек она очень энергичный, я уверена, что деловой разговор о клубе еще впереди.

Лариса Пустовалова
Фото: malyshochek.ru


Комментарии