История строительства перехода с острова на материк давняя, в одной газетной публикации ее не перескажешь.
Идея строительства тоннеля выдвигалась еще в конце 19-го века. Изыскания предпринимались в 1929—1930 годах. В 1950 году в ее поддержку выступил Иосиф Сталин, и работы по возведению тоннеля (через пролив Невельского от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине) вроде бы начались (силами заключенных ГУЛАГа). Но после смерти «вождя» все это было заброшено.
В разные времена с разной силой накала разговоры воссоединения острова с материком возобновлялись. Строить — не строить, в каком виде (автомобильный, железнодорожный переход, дамбы, тоннель), во что это обойдется и когда окупится… Причем, идея приобретала все более обширный масштаб: охватить транспортной сетью не только российские, но и близлежащие территории.
Как сообщается на сайте газеты «Ведомости», обсуждение строительства железнодорожной линии, соединяющей Японию, Россию и страны Евросоюза впервые началось в 2000 году, но только в 2013-м разработчик — институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) — по заказу минтранспорта подготовил технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО). Однако, строительство не началось, поскольку объект «не вписывался» в транспортную стратегию, рассчитанную до 2030 года. Да и прогнозируемые перевозки оказались небольшими.
В 2016 году президент РЖД Олег Белозеров предложил возобновить проект, и в мае 2017-го началась его повторная оценка. Отмечено, что сейчас грузы с материка идут по железнодорожной паромной линии Ванино-Холмск. Если мост не будет построен, то к 2030 году суммарный грузопоток через переправу составит около 1,5 млн тонн в год, что много меньше, нежели в советские времена. Если же через проливы Невельского и Лаперуза будут протянуты мосты, этот показатель к 2030 году может достигнуть 33 млн тонн, из которых 25,1 млн тонн придется на экспорт России в Японию.
Рассматривался и вариант строительства тоннеля, но разработчики проекта считают оптимальным вариант моста, тоннель обойдется на 20 процентов дороже.
ТЭО железнодорожной линии сейчас предусматривает два варианта сообщения с Японией: железнодорожный тоннель (65 км) или мост (45—48 км), или же организация железнодорожной паромной переправы между Сахалином и Хоккайдо.
Что касается перехода Сахалин — материк, глава Минтранса сказал, что РЖД начнет проектирование в 2018 году, подрядчик будет выбран на открытом конкурсе. Средства в объеме 1 млрд рублей уже заложены в бюджет РЖД. Соединение с Японией пока обсуждается.
В сентябре 2017 года на пленарном заседании третьего Восточного экономического форума во Владивостоке президент России Владимир Путин признал «планетарный масштаб» сахалинского моста. Дальний Восток, отметил он, богат природными ресурсами. Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дешево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности.
— Мы предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на Сахалин, — сказал он.
Идею подхватил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко: сейчас товары народного потребления доставляются морем, эти дополнительные расходы увеличивают стоимость продуктов питания, стройматериалов и услуг. Кроме того, при введении в эксплуатацию перехода Сахалин — материк, возрастет и скорость доставки.
16 ноября 2017 года вопрос строительства мостового перехода обсужден на заседании правительства РФ. Как отметил глава минтранспорта Максим Соколов, объем бюджетного финансирования РЖД в 2018 году составит 63 млрд рублей, отдельно предусматривается взнос в уставный капитал 2018 — 2019 годов в размере 50 млрд рублей ежегодно за счет средств ФНБ в целях развития БАМа и Транссиба. Господдержка предоставляется для реализации проектов, имеющих мультипликативный эффект.
Свою оценку дал глава министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка: Сахалинская область за счет повышения транспортной доступности будет более интересной для бизнеса. Ему вторит член общественной палаты при минвостокразвития России Олег Мисерва: упростится процесс доставки грузов, рыбная отрасль получит импульс развития, оживится туризм на островах.
«Мостовая» идея привлекла даже юные умы. В 2016 году один из сахалинских школьников разработал свой проект: так называемый, наплывной мост, когда опоры устанавливаются не на грунте, а понтонами держатся на воде…
Каким и когда будет транспортный переход, несущий Сахалину благополучие, пока не известно. Будем следить за развитием событий.
Для добавления комментария нужно авторизоваться
Благодарим за регистрацию. На ваш электронный адрес отправлено письмо для подтверждения.