Пропавшая капсула времени – где сейчас послание комсомольцев Охи потомкам?
«Сахалинский нефтяник» разбирается в версиях исчезновения исторического документа.
Куда делась капсула времени, которую охинские комсомольцы закопали в 1968 году? В продолжение статьи «Космодром и полеты на Марс – о чем мечтали охинцы 50 лет назад» редакция «Сахалинского нефтяника» решила разобраться, где сейчас может находиться оригинал с историческим посланием.Напомним, 24 октября нынешнего года в Охе состоялся митинг, посвященный закладке Комсомольского сквера и памятного знака местным комсомольцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На нем зачитали текст послания, но капсулу, в которой хранился оригинал послания, как заявили устроители мероприятия, найти не удалось.
Корреспондент «СН» попытался разобраться в запутанной истории. Своя версия пропажи капсулы есть у почетного жителя города, заслуженного нефтяника Виктора Кнутова. Он предполагает, что ее могли потерять сотрудники местного краеведческого музея. Туда хранилище «письма в вечность» могло попасть после того, как бетон в месте его закладки расковыряли хулиганы.
«Тогдашний директор музея Елизавета Михеева забрала капсулу. Учреждение в то время только открывалось, оно сначала находилось на углу улиц Ленина и Карла Маркса. Михеева была человек ответственный, а потом музей дважды переезжал, сменился директор, менялись сотрудники, и капсула потерялась. Работники музея не знают, где она. Да капсула и не нужна, наверное, ведь текст обращения мы знаем», – говорит Виктор Кнутов.
Такое предположение категорически опровергли в Охинском краеведческом музее. Прежде всего, сказала и. о. директора учреждения Марина Зотова, Елизавета Михеева никогда им не руководила, она была идейным вдохновителем его создания. Ну и насчет судьбы капсулы времени у сотрудников музея есть своя интересная версия.
«Елизавета Ивановна Михеева работала в отделе пропаганды и была инициатором открытия музея, а первым официальным директором была Зоя Антоновна Зайцева. Я с ней работала, но никогда и разговора об этой капсуле не было. Я слышала, что ее находили, вскрывали, зачитывали и потом опять закопали. Кто вскрывал, не знаю точно, наверное – оставшиеся к тому времени в живых комсомольцы. Мне многие задавали вопрос о капсуле, но у нас ее никогда не было. Если бы она хранилась в музее, то никогда не пропала бы из фондов, слишком это большая ответственность, у нас все под строгим учетом», –рассказала Зотова.
Нам удалось найти человека, который участвовал в закладке. Александр Романов помнит те дни. Его версия о случившемся с металлическим цилиндром, в который запечатали послание, перекликается с рассказом Виктора Кнутова.
«Я хорошо помню этот день. По всей стране шли торжества по случаю 50-летия ВЛКСМ. Летом при подготовке к этому празднику мы заложили в Охе сквер, который сейчас по правую руку от Дворца культуры. В тот день на ступеньках, на выходе из сквера, установили временную трибуну, на ней собрались руководство города, высокие гости и комсомольские активисты со всего района. Площадь была заполнена комсомольцами. Я был секретарем комитета комсомола треста «Дальнефтеразведка», и мне поручили зачитать обращение к комсомольцам будущего. После этого документ поместили в капсулу, заложили в постамент стелы и замуровали бетоном. В 1972 году я уехал из Охи, все это время капсула лежала на месте. Потом возникли стелы – факел и комсомольский значок. А недавно мне сообщили, что в 72-м там что-то случилось, его вскрыли или сломали. Правда, сообщение было без ссылок на какие-то источники, похоже на предположение. А в школе № 11 в то время был организован музей, учеников оттуда перевели, в ней открыли музей. Руководила им в прошлом партработник, заведующая отделом агитации и пропаганды Елизавета Михеева. По ее инициативе капсулу извлекли, и какое-то время она лежала в музее. А дальнейшую судьбу капсулы я уже и не знаю… Мне сообщали, что после этого капсула потерялась», – вспоминает Александр Романов.
Автором текста, говорит наш земляк, который в недавнее время руководил аппаратом администрации Сахалинской области, были работники горкома комсомола Охи. Его первым секретарем тогда была Зинаида Волкова, именно она работала над последней редакцией обращения. Заведующий организационным отделом Юрий Ракитин создавал «заготовку», схему письма потомкам, рассказывает Романов.
Кстати, собеседники корреспондента «Сахалинского нефтяника» не исключают, что на самом деле капсула может по-прежнему лежать в том самом постаменте, а ее утрата – не больше чем легенда.
«Может быть, это и так. Я был на том месте несколько раз и в 90-е, и в 2000-е годы. Смотрел внимательно, но никаких следов вскрытия не увидел», – разводит руками Александр Романов.
Судя по всему, ставить точку в этой детективной истории рано. Возможно, другие участники событий, проходивших в Охе, смогут добавить к ней что-то – мы ждем звонков и писем в редакцию.

Самое читаемое
«Всю жизнь по тайге, там и обрела покой»: пропавшая накануне в Охе женщина была найдена мертвой
2548
Соболезнования родным выразил глава Охи Евгений Михлик.

«Рыбаки слышали крики погибающей, но проигнорировали их»: беременная охинка рассказала, как возглавила поисковую группу и нашла тело пропавшей женщины
1390
В трехстах метрах умирал человек, а они не реагировали на крик о помощи: эта мысль не покидает Тамару, которая после встречи с рыбаками нашла тело.

В Охе прошло первое заседание нового созыва Собрания
1249
Депутаты избрали председателя Собрания и его заместителя.

Видео
Архив номеров