Размер шрифта: A A A
Общество
Наталья Ярмош

Жительница Охи Анастасия Махортова отметила 90-летие

Жительница Охи Анастасия Махортова отметила 90-летие

Ее дочь рассказала "СН" историю жизни родителей.

28 января исполнилось 90 лет ветерану трудового фронта Анастасии Степановне Махортовой. В этот день именинницу пришли поздравить представители центра социальной поддержки населения и совета ветеранов. Гости вручили Анастасии Степановне букет цветов, подарки и поздравительное письмо, подписанное самим Президентом.

К сожалению, Анастасия Степановна уже пять лет ничего не видит и очень плохо слышит. Нам не удалось поговорить с бабушкой. Но «Сахалинский нефтяник» связался с ее единственной дочерью Натальей, которая и рассказала историю жизни своих родителей.

Родители Натальи родом из Белгородской области. Анастасия Степановна в семье третий по счету ребенок из семерых детей. После Великой Отечественной войны она, как и вся белгородская молодежь, работала в колхозах на полях, выполняя установленные планы.
«Мама из города Губкин, а отец  – из Валуйки. В послевоенное время вся молодежь работала в селе Аверино,  в колхозе. Тогда маме было всего 16 лет.  Косцы косили рожь, а молодежь их в снопы завязывала и убирала с поля. Помимо этого, подростки выполняли и другую работу. Конечно, им за это ничего не платили. В то время была очень сложная политика. Существовала определенная норма сдачи сырья. И если в деревне не было нужного количества пшеницы, например, ее закупали у «сторонников» – только для того, чтобы отдать государству. Сами сидели голодные, но государству отдавали», – говорит Наталья.

В 1945 году, когда с Сахалина изгнали японцев и освободили Курилы, нужно было заселять и осваивать островные земли. В Белгородской области существовала компания «Вербовка», которая набирала молодежь для работы на Сахалине. Анастасии Степановне в 1948 году уже исполнилось 19 лет, и она вправе была перебраться на Дальний Восток. По дороге туда Анастасия и познакомилась со своим будущим мужем Иваном. Так началась их совместная история.

«По вербовке для работы на Сахалине была набрана молодежь со всей Белгородской области. В середине августа 1948 года сели на поезд, приехали в Хабаровск только к концу месяца.  Родители познакомились как раз в этом поезде. Как мама рассказывала, в этом поезде за две недели пути вся молодежь переженилась, –  смеется Наталья Ивановна. – Молодежь оторвалась от дома. Романтика, свобода. Свободные люди – счастливые. Потом  их по Амуру на судне отправили в Николаевск-на-Амуре, и уже оттуда по заливу прибыли в порт Москальво. Вобщем, приехали, так сказать, строители Охи.  Без образования».

В Охе молодежи было выделено жилье. Расселили приезжих в Дамире, в одноэтажных длинных бараках.

«Раньше в Дамире была очень красивая железнодорожная станция, сделанная в русском стиле. Недалеко от нее и находился наш барак. Мама устроилась работать на стройку обычным рабочим. Раньше никакой техники, механизмов для строительства не было. Женщинам приходилось носить на носилках кирпичи на второй этаж, выполнять другую тяжелую работу, полагаясь только на свои силы. Вот так и строили механический завод, хлебокомбинат, некоторые дома на улице Чехова. В строительстве мама работала до моего рождения. Отец работал на деревообрабатывающем заводе. Раньше он находился на территории ниже Дома детства и юношества, в сторону нынешнего СИЗО. Там пилили бревна на доски, из них делали рамы, двери. Строили дома и сами себя обслуживали. У этого предприятия был собственный детский сад, в который мама устроилась прачкой уже после моего рождения».
Иван Иванович Махортов, муж Анастасии, начал свою трудовую деятельность столяром, со временем его повысили до мастера.  В конце 1950-х его отправили на курсы в Москву.
«Мы с мамой к нему в Москву приезжали. Я тогда была еще совсем  маленькой. Все, что я запомнила, это крематорий. Для нас в те времена это было дико.  Отец показал нам колумбарий – хранилище урн с прахом усопших», – вспоминает Наталья Ивановна.

После учебы Иван Иванович  стал инженером и продолжил работать уже по своей специальности. Когда маленькая Наталья пошла в школу, семья проживала недалеко от деревообрабатывающего завода, в бараке на улице Строительной.

«На месте, где сейчас находится магазин «Минутка», была начальная деревянная школа № 9, в которой я училась. Помню магазин № 13. А рядом с нами, вниз от Комсомольской, стояла фанза. Позже 9-я школа перестала существовать, в этом здании разместили суд», – говорит собеседница.

С той, старой Охой, у Натальи Ивановны связаны самые теплые и радостные воспоминания. Это было не просто детство, это было время, когда страна процветала и шла вперед семимильными шагами.

«Был такой интересный случай в 1961 году, я его, хоть и маленькая была, в четвертом классе, запомнила на всю жизнь.  По улице Дзержинского, вдоль школы, стояли столбы с огромными громкоговорителями. Помню, в один день, когда закончились уроки, мы всей гурьбой побежали в раздевалку. И вдруг из рупора раздается громкий голос: «Человек в космосе!» Мальчик из моего класса до того обрадовался, что даже обнял и поцеловал меня. Вот какая радость была – советский человек Юрий Гагарин вышел в Космос», – вспоминает Наталья Ивановна.

Спустя некоторое время семья переехала в новую квартиру первого в Охинском районе блочного дома – там же, на улице Строительной.

«Во времена деревянной Охи тюрьма располагалась почти в центре города, напротив нынешней школы № 5. Там все было огорожено колючей проволокой, стояли вышки. А на месте, где сейчас находится СИЗО, построили два блочных 6-квартирных дома. Это первые блочные дома в Охе. Отцу дали там квартиру. В те года мебель в охинских магазинах не продавали, поэтому для новой квартиры отец мой ее делал сам. Мы были всегда с мебелью. Рядом с домом был сарай, где разводили утят, цыплят. Я ходила на пригорок оттуда, собирала мокрицу для домашней птицы. Очень хорошо в памяти отложилось количество малины, ее было море. Мне тот край очень нравился. И жили там у нас всего 12 семей в двух домах».

Как говорит Наталья Ивановна, в эти годы начиналось строительство белокаменной Охи. Строительство было настолько активным, что дома появлялись просто один за другим. Самые первые четырехэтажки были построены по улице Карла Маркса.

«В 11-й школе, там, где сейчас ДДиЮ, я отучилась всего полгода в пятом классе. Зимой моего отца по работе перевели в Ногликский район, в деревню в трех километрах от Ноглик. Там построили двухэтажный лесозавод. Отец занимал должность главного инженера, а мама на электростанции работала диспетчером щита управления. Моя школа находилась в трех километрах от дома, и нас возили на мотовозе. Если была сильная метель, то на лошадях. Точнее, на санях, прицепленных к лошадям. На лесозаводе работали расконвоированные заключенные, многие – очень хорошие люди. Они занимались художественной самодеятельностью. У мамы дома до сих пор висит картина, подаренная заключенными. В 1965 году произошло сильное землетрясение, мы переехали в Ноглики, а 1966-м  сгорел лесозавод. Через год я окончила школу и уехала поступать в специализированный институт иностранных языков в город Горький. Не поступила, устроилась работать в «Электросигнал» – завод по производству телевизоров в Воронеже. Спустя три года пребывания в Воронеже, в 1970 году, я испытала ностальгию, меня так потянуло домой... Собралась и вернулась на Родину».

Родители Натальи тем  временем обживались в Ногликах. Иван Иванович был председателем поселкового совета, а Анастасия Степановна работала в больнице, в гинекологическом отделении санитаркой.

Тем временем отцу Натальи Ивановны предложили работу в Охинском строительном тресте главным инженером. Трест тогда располагался на территории нынешних БКМ, около магазина «Солнышко». Предприятие занималось распределением жилья, и родителям Натальи Махортовой выделили квартиру, в которой она проживает по сей день. Иван Иванович ушел на пенсию из треста. Анастасия Степановна устроилась трудиться на бетонный завод, который позже стал относиться к ОАО «Сахалинморнефтемонтаж». Это было ее последнее место работы.

Прежде чем Анастасии Махортовой присвоили статус «Труженик тыла»,  был сделан запрос в деревню, нужно было подтвердить, что она действительно работала в колхозе. На основании всех этих документов ей вручили медаль и удостоверение ветерана трудового фронта.

«Первую медаль маме вручили в 1995 году. Сначала выдали удостоверение ветерана трудового фронта, а затем удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. С тех пор на каждое 9 мая ее поздравляют Президент РФ Владимир Путин, депутат Госдумы Георгий Карлов, губернатор Сахалинской области, органы социальной защиты, совет ветеранов и многие другие», – подытожила Наталья.

Анастасия Степановна уже трижды бабушка и прабабушка. Коллектив «Сахалинского нефтяника» от всей души поздравляет именинницу с юбилеем и желает всего наилучшего.

Возврат к списку



выпиши газету 2023
Самое читаемое
«Всю жизнь по тайге, там и обрела покой»: пропавшая накануне в Охе женщина была найдена мертвой

Соболезнования родным выразил глава Охи Евгений Михлик.

2542
«Рыбаки слышали крики погибающей, но проигнорировали их»: беременная охинка рассказала, как возглавила поисковую группу и нашла тело пропавшей женщины

В трехстах метрах умирал человек, а они не реагировали на крик о помощи: эта мысль не покидает Тамару, которая после встречи с рыбаками нашла тело.

1374
В Охе прошло первое заседание нового созыва Собрания

Депутаты избрали председателя Собрания и его заместителя.

1247
Фоторепортаж
День города в Охе. 2 сентября 2023 года

День города в Охе. 2 сентября 2023 года

Видео
Благодаря охинцу уничтожены бронированные машины, пикапы с боевиками и 40 националистов в зоне СВО

Благодаря охинцу уничтожены бронированные машины, пикапы с боевиками и 40 националистов в зоне СВО