Размер шрифта: A A A
Политика
Максим Матвеев

Дальневосточная ипотека, ТОРы, доступная рыба и база тиктокеров – как будет развиваться ДФО

Дальневосточная ипотека, ТОРы, доступная рыба и база тиктокеров – как будет развиваться ДФО

<p>Онлайн-конференцию для дальневосточных СМИ провел министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.</p>

Вчера, 16 марта, информационное агентство ТАСС провело онлайн-пресс-конференцию министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. Мероприятие прошло в рамках форума «ProДФО – Республика Саха (Якутия)». На пресс-конференцию аккредитовались журналисты десятков дальневосточных СМИ, в том числе и «Сахалинского нефтяника». Основными темами обсуждения стали дальневосточная ипотека, дальневосточный гектар и поддержка в развитии бизнеса.

Дальневосточный гектар вызвал множество вопросов, один прилетел с Сахалина, Марина Чевгун из «Советского Сахалина» спросила: «Будут ли внесены поправки в законодательство по ограничению использования дальневосточного гектара под виды деятельности, угрожающей экологической безопасности, и досрочному изъятию земель в таких случаях? На Сахалине уже два гектара используют для складирования продуктов переработки нефтяного шлама». Тут имеются ввиду недавние истории в Ногликах и Охе, где на ДВ-гектаре планировали построить нефтешламники.

По словам Чекункова, большая часть людей берет землю, как аналог «советских шести соток». Сорок процентов взятых гектаров используются для ведения сельского хозяйства, особенно популярны в Приморье и Амурской области пасеки. Еще 38 процентов выбрали гектар для строительства собственного дома. Но есть и нестандартные решения, например в Якутии на ДВ-гектаре предложили устроить базу тиктокеров.

«Я не знаю, кто это такие, но проект интересный, гектар привлекает много креативных проектов», – сказал министр.

Дальневосточную ипотеку планируют распространить на моногорода, туда, где строить новое жилье нецелесообразно, и дать возможность воспользоваться ею для вторичного рынка жилья. Для Сахалина эта тема не очень актуальна, потому что у нас жилья строится много, но было интересно сравнить – например, в Магаданской области построили за прошлый год 9 тысяч квадратов, ну Чукотке еще меньше – сравните с сахалинскими без малого 400 тысячами.

Если брать вопросы, которые важны для сахалинцев, то это, конечно, ситуация с рыбной отраслью. Говорили и про переработку, и про любительский лов и вынужденное браконьерство.

«Люди вынуждены покупать браконьерского краба, икру, потому что цены на них намного ниже. Это порождает рост теневого бизнеса, потребность в браконьерах как в классе, потому что нормального законодательного регулирования по добыче и продаже ВБР любителями нет. Когда на Дальнем Востоке появится возможность легально добывать и продавать морепродукты и рыбу простому человеку, учитывая уровень безработицы в селах и ценники в супермаркетах на дальневосточную продукцию – это не планы задуматься – это первичная необходимость?», – спросили сахалинские журналисты.

Трудно сказать, насколько сахалинцев удовлетворит ответ Чекункова, он был довольно расплывчатым: «Мы понимаем желание рыбаков продавать морепродукты и рыбу простым жителям Дальнего Востока. И стараемся удовлетворить желание рыбаков продавать часть своего улова. Над этим работают несколько ведомств. Но это одна сторона медали. С другой стороны, проблема браконьерства до сих пор не решена».

Еще одна проблема, которая стала для рыбной отрасли важной для всего Дальнего Востока в 2020 году – это закрытие рынков Кореи и, особенно, Китая. До пандемии уловы с важнейшей, минтаевой путины преимущественно вывозили в Китай, где шла его переработка. Китай закрыл границы из-за коронавируса для российских моряков (есть версия, что дело нее в пандемии, а в желании Китая создать дефицит и взвинтить цены для Европы). Так это или не так, не очень важно, а важно то, что минтаевая путина, которая идет прямо в это время, практически сорвана.

Для того, чтобы рыбаки перестали зависеть от таких факторов, правительство решило создать архипелаги с перерабатывающими предприятиями, холодильным оборудованием и удобной логистикой.

«Это был такой «распределенный» ТОР рыбоперерабатывающих мощностей. Где они будут расположены, правительство решит совместно с участниками отрасли. Важно, чтобы была самая быстрая выгрузка, самый короткий срок переработки, самое короткое «плечо» доставки. Большую часть этого рынка мы надеемся оставить в России и увеличить поставки в Европу», – сказал Алексей Чекунков.

Такие архипелаги, по мнению министра, должны расположиться по всему тихоокеанскому побережью России – от Камчатки до Хасанского архипелага.

Для поддержки развития бизнеса, по словам Чекункова, правительство планирует привлечь примерно 500 миллиардов рублей на строительство инфраструктуры к инвестиционным проектам в ДФО – средства будут выделяться в рамках особого механизма государственно-частного партнерства в течении 20 лет. Этот механизм – так называемая дальневосточная концессия. На Сахалине есть несколько проектов, которые пытаются с ее помощью реализовать. Нельзя сказать, что она показала себя однозначно положительно, депутаты областной думы нередко критикуют концессию, но федеральный центр на эти цели в 2021 году в масштабах ДФО уже запланировал 25 миллиардов.

Ну и конечно, невозможно было обойти тему Территорий опережающего развития (ТОР). Самый предметный разговор шел не в рамках пресс-конференции, а на отдельной дискуссии в рамках онлайн-форума «ProДФО – Республика Саха (Якутия)».

Представители регионов делились своими впечатлениями о работе ТОР. О результатах работы в ТОР «Надеждинская» рассказала Людмила Текутьева, генеральный директор ГК «Арника». На базе инвестиционной площадки заработало предприятие, которое занимается производством высокотехнологичных продуктов для животноводства. «Арника» поставляет витамины и аминокислоты для крупных агрохолдингов страны. В 2020 году компания провела пусконаладочные работы оборудования и начала выпускать первые серийные партии своей продукции. Текутьева положительно оценила влияние условий ТОР на развитие бизнеса.

«На сегодняшний день можно сказать, что преференции работают. Возможно, некоторые из них требуют дополнительной корректировки, но наш опыт показывает, что мы построились в срок, и ключевые вопросы решены. В мае 2021 года мы планируем закончить вторую очередь и выходить на проектную мощность. «Арника» работает уже 28 лет и известна на всю Россию, но мы приняли решение использовать льготы и преференции, которые дает ТОР», — сказала Людмила Текутьева.

По её словам, для бизнеса привлекательно выглядит льгота по налогу на прибыль на первые пять лет. Также предприятие пользуется льготой на налоги на зарплату — для бизнеса это важно, потому что штат уже достиг 100 человек, и его расширение планируется до 150 человек.

Вместе с тем, Текутьева предложила пересмотреть время вступления в силу льготы по налогу на прибыль: производство продукции начинается позже, чем начинает действовать преференция, и бизнес теряет часть временного отрезка. Ссылаясь на опыт других стран, гендиректор «Арники» отметила, что там период строительства в льготу не включают. Чтобы такое же правило заработало в России, нужны поправки в федеральное законодательство, отметила Текутьева.

О результатах работы ТОР «Якутия» и ТОР «Южная Якутия» рассказал Дмитрий Борисов, директор ООО «Индустриальный парк Кангалассы». По его словам, у органов федеральной, региональной и муниципальной власти есть «абсолютное понимание» инвестиционных проектов. Условия ТОР позволяют реализовывать разнообразные проекты: промышленные предприятия, производство стройматериалов, судоверфь и даже детский лагерь. Борисов также рассказал, что управляющая компания готова предоставлять инвесторам различные условия.

«У нас есть инвесторы, которым нужен только статус резидента, только льготы. Они в общем порядке получают земельный участок. Второй вариант — когда инвестор просит статус резидента и землю. Её мы находим либо на территории региона, либо выбираем из того, что находится под управлением. Третий вариант — это статус резидента, земля и инфраструктура. Она предоставляется следующим образом: либо мы оплачиваем договора за инвестора, либо он подключается к нашей существующей инфраструктуре. С момента получения статуса резидента нужно один-два дня на заключение договора, один-два дня на подключение к коммуникациям — и можно начинать строительство», — заявил Борисов.

Он добавил, что в планах руководства ТОР — построить съёмочный павильон для местных кинопроизводителей.

Об итогах работы территории опережающего развития в Чукотском автономном округе рассказал Сергей Колядко, директор ООО «УК ТОР Чукотка». По его словам, ТОР занимает 36% территории региона. Общие вложения инвесторов оцениваются в 8,5 млрд рублей, создано 1200 рабочих мест. Сейчас ТОР насчитывает 52 резидента, они занимаются добычей полезных ископаемых, сельским хозяйством, транспортом, логистикой, энергетикой, производством пищевых продуктов и др.

Колядко посетовал, что за время работы ТОР восемь инвесторов потеряли статус резидента. Он отметил, что это подчеркивает важность умелого бизнес-планирования. Вместе с тем, в 2020 году, несмотря на пандемию COVID-19, к ТОР присоединились еще 7 инвесторов. Заявленные инвестиции увеличились на 303 млн рублей, было создано 157 рабочих мест. В 2021 году ТОР планирует привлечь еще 10 инвесторов, а двое уже присоединились. «Механизм ТОР за короткий срок показал свою эффективность», — резюмировал Колядко.

О помощи бизнесу в Сахалинской области рассказал Борис Дымбрылов, и.о. министра инвестиционной политики региона. По его словам, в Сахалинской области действуют три ТОР, которые позволяют комплексно развивать регион. В частности, ТОР «Горный воздух», управляющий курортом «Горный воздух» в 2020 году доказал свою эффективность — курорт установил рекорд по посещаемости. В рамках ТОР создаётся туристическая инфраструктура: гостиницы, кафе, рестораны.

Общие инвестиции резидентов сахалинских ТОР оцениваются в 25 млрд рублей, создано 1500 рабочих мест. «ТОР даёт бизнесу возможность экономить на налогах, получать доступ к земельным участкам. Работа становится эффективнее, если региональные власти предпринимают попытки улучшить режим с помощью своих мер поддержки. В Сахалинской области формируется инвестиционная карта, на которой инвестор может увидеть свободные участки, инфраструктуру на них, ее предельные мощности и рассчитать реализацию проекта», — подчеркнул Борис Дымбрылов.

В Забайкальском крае ТОР занимает 12% территории региона. План инвестиций составляет 185 млрд рублей, число проектируемых рабочих мест – 7000. Об этом рассказала заместитель министра планирования и развития Забайкальского края Елена Фролова. В 2020 году сумма инвестиционных проектов ТОР составила 68 млрд рублей. 

Фото: ТАСС

Возврат к списку



выпиши газету 2023
Самое читаемое
«Всю жизнь по тайге, там и обрела покой»: пропавшая накануне в Охе женщина была найдена мертвой

Соболезнования родным выразил глава Охи Евгений Михлик.

2546
«Рыбаки слышали крики погибающей, но проигнорировали их»: беременная охинка рассказала, как возглавила поисковую группу и нашла тело пропавшей женщины

В трехстах метрах умирал человек, а они не реагировали на крик о помощи: эта мысль не покидает Тамару, которая после встречи с рыбаками нашла тело.

1385
В Охе прошло первое заседание нового созыва Собрания

Депутаты избрали председателя Собрания и его заместителя.

1248
Фоторепортаж
День города в Охе. 2 сентября 2023 года

День города в Охе. 2 сентября 2023 года

Видео
Благодаря охинцу уничтожены бронированные машины, пикапы с боевиками и 40 националистов в зоне СВО

Благодаря охинцу уничтожены бронированные машины, пикапы с боевиками и 40 националистов в зоне СВО